Исследовательский проект как одно из средств реализации идей системно-деятельностного подхода в рамках требований ФГОС Исследовательский проект как одно из средств реализации идей системно-деятельностного подхода в рамках требований ФГОС Полякова М.В., учитель биологии высшей категории МБОУ города Костромы «Гимназии 15»
Современные образовательные технологии, рекомендованные ФГОС ИКТ - технологии; Проблемное обучение; Уроки-практикумы; Уроки-семинары; Учебное исследование; Метод ученического проекта
Исследовательская деятельность Активная познавательная позиция, связанная с периодическим и продолжительным внутренним поиском, глубоко осмысленной и творческой переработкой информации научного характера, работой мыслительных процессов в особом режиме аналитико-прогностического свойства, действием путем «проб и ошибок», озарением, личными и личностными открытиями
Особенности учебно- исследовательской и проектной деятельности Цели и задачи этих видов деятельности обучающихся определяются как личностными, так и социальными мотивами; Деятельность должна быть организована так, чтобы обучающиеся смогли реализовать свои потребности в общении; Организация учебно-исследовательских и проектных работ школьников обеспечивает сочетание различных видов познавательной деятельности
При построении учебно- исследовательского процесса важно учесть: Тема исследования должна быть интересна для ученика; Обучающийся осознавал суть проблемы; Организация хода работы должна строиться на взаимоответственности учителя и ученика; Раскрытие проблемы должно приносить что-то новое ученику
Общие черты учебно- исследовательской и проектной деятельности практически значимые цели; структура (анализ актуальности исследования, целеполагание, формулировка задач, выбор средств и методов и т.д.); компетентность в выбранной сфере исследования, целеустремленность, высокая мотивация
Специфические черты проектной и учебно-исследовательской деятельности Проектная деятельность Учебно-исследовательская деятельность Проект направлен на получение запланированного результата – продукта; Результат проекта должен быть соотнесен со всеми характеристиками, сформулированными в его замысле Организуется поиск в какой- то области, формулируются отдельные характеристики итогов работы; Включает формулировку проблемы исследования, выдвижение гипотез и эксперимент
Для осуществления учебно- исследовательской деятельности обучающиеся должны овладеть действиями Постановка проблемы; формулировка гипотезы исследования; планирование исследовательских работ; собственно проведение исследования; оформление результатов; представление результатов
Формы организации учебно- исследовательской деятельности на урочных занятиях Урок-исследование, урок- лаборатория, урок-творческий отчет, урок изобретательства, урок «Патент на открытие» и т.п.; Учебный эксперимент; Домашнее задание исследовательского характера
Формы организации учебно- исследовательской деятельности на внеурочных занятиях Исследовательская практика обучающихся; образовательные экспедиции; факультативные занятия; ученическое научно- исследовательское общество; участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях
Проектная деятельность Проект это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
Типология форм организации проектной деятельности по видам проектов; содержанию; количеству участников; длительности (продолжительности) проекта; дидактической цели.