О развитии федеральной инновационной инфраструктуры в сфере образования: анализ результатов развития сети ФИП; конкурный отбор образовательных учреждений на статус ФИП в 2013 году; презентация сайта А.К.Белолуцкая, заместитель директора АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика »
Проект «Экспертиза результатов деятельности и сопровождение развития инновационной инфраструктуры в сфере образования (Федеральных инновационных площадок) в годах, ориентированной на задачи развития качества образования, в том числе на разработку и апробацию механизмов оценки качества образования»
Исторические предпосылки проекта: гг - Активное развитие сети ФЭП (федеральных экспериментальных площадок) гг – активное развитие 6 направлений КПМО (комплексные проекты модернизации образования) 2008 – 2013 гг – реализация НОИ «ННШ» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа») 2010 г. – год запуска проекта, связанного с развитием ФИП (федеральных инновационных площадок)
Стратегически важные документы: Закон 273 от от 29 декабря 2012 "Об образовании в Российской Федерации" (статья 20) Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на годы (основное мероприятия 2.2. подпрограммы 2) Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года; Федеральная целевая программа развития образования на 2011 – 2015 годы. приказ Минобрнауки России от 23 июня 2009 г. 218 «Об утверждении порядка создания и развития инновационной инфраструктуры в сфере образования».
Закон 273 от от 29 декабря 2012 "Об образовании в Российской Федерации" (статья 20): «В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, организации,…. реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются федеральными или региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования» «Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, в рамках своих полномочий создают условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику»
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на годы (основное мероприятия 2.2. подпрограммы «Механизмом опережающего обновления содержания и технологии ̆ образования станет поддержка инновационных образовательных организации ̆ и их сетевых объединении ̆ ». «Организациям, реализующим инновационные проекты (программы), имеющим существенное значение для обеспечения развития системы образования и реализации основных направлении ̆ государственной ̆ политики России ̆ соки ̆ Федерации в сфере образования, будет присваиваться статус федеральной или региональной инновационной площадки»
Действующие лица: Авторы инициатив Координационный орган – Комиссия по вопросам развития инновационной инфраструктуры в сфере образования (Возглавляет министр образования и науки РФ). Экспертная организация – АНО Институт проблем образовательной политики Эврика
3 ключевых компонента проекта: 1)Конкурсный отбор образовательных организаций, претендующих на статус ФИП 2)Экспертная поддержка ФИП в регионах РФ 3)организационная модель перевода результатов работы сети ФИП в проекты управленческих решений на федеральном и региональном уровнях Продукты, разработанные ФИП, в итоге должны лечь в основу проектов документов федерального и регионального уровня. ФИП – не наградной статус для учреждения, а механизм развития образовательной политики региона и РФ Для учреждения статус ФИП – уникальная возможность быть услышанным на федеральном уровне
Сеть ФИП: актуальное состояние В настоящий момент сеть федеральных инновационных площадок представлена 36 образовательными учреждениями/организациями (в том числе 17 учреждений профобразования, 14 учреждений общего образования) из 20 субъектов Российской Федерации. Эти учреждения имеют опыт работы в инновационном режиме (в некоторых случаях стаж участия в инновационных разработках составляет лет).
Все федеральные инновационные площадки прошли конкурсный отбор: В 2011 году из 98 заявок статус был присвоен 16 образовательным учреждениям В 2012 году из 246 заявок по результатам проведения экспертизы на рассмотрение Комиссии было рекомендовано 29 образовательных учреждений. Официальные результаты конкурса 2012 года будут озвучены после приказа Минобрнауки России. В настоящий момент приказ на подписи у министра образования и науки РФ. Информацию обо всех площадках можно найти на сайте fip.kpmo.ru
Представленность ФИП в разрезе направлений образовательной политики РФ: новое содержание образования – 51,3%; информационные технологии в образовании – 13,5%; развитие сети образовательных учреждений – 13,5%; финансово-экономические модели управления образованием – 8,1%; воспитание и здоровьесбережение в образовании – 5,4%; развитие системы поддержки талантливых детей – 5,4%; модели государственно-общественного управления в образовании – 2,7%.
Дальневосточный ФО На данный момент два действующих ФИП: 1)КГБОУ для детей, нуждающихся в психолого- педагогической и медико-социальной помощи "Хабаровский краевой Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» 2)2) Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования и повышения квалификации Республики Саха (Якутия) Оба учреждения делаю мастер-классы в рамках семинара
Заявки 2012 года (ДФО): В 2012 году подали заявки учреждения из пяти регионов округа: 1) Хабаровский край 2) республика Саха (Якутия) 3) Сахалинская область 4) Камчатский край 5) Еврейский автономный округ 18 заявок в общей сложности
Общая динамика развития сети ФИП:
Особенности конкурса: 1) инициативный характер проектов 2) реализация федеральных трендов через инициативы на местах (отличие от ФЭП) 3) ФИПом может стать любая образовательная организация без привязки к уровню образования, организационно-правовой форме, ведомственной принадлежности. 4) ФИПом может стать объединение организаций (консорциум, ассоциация и проч.) 5) электронный характер документооборота и взаимодействия в проекте 6) Результат работы ФИП – разработка институционального регулятора (нормативных документов, программ, положений, методик)
В целях реализации проекта создан сайт Функции сайта: 1)прием заявок на статус ФИП 2)прием отчетов ФИП 3)экспертиза заявок и отчетов 4)аналитика тенденций становления инновационной инфраструктуры в сфере образования 5)Организация сетевого взаимодействия ФИП и экспертов
Конкурс 2013 года Прием заявок будет открыт на сайте в мае 2013 года Окончание приема заявок – 1 сентября Заявки подаются на сайт в электронном виде согласно утвержденной структуре Структура заявки есть в составе раздаточных материалов на диске
Особенности формы заявки: Заявка не линейная, а уровневая. Макет структурно «навязывает» логику соотнесения инициативы с государственными приоритетами Сначала формулируется задача гос.политики, на которую работает проект, затем под каждую задачу подбираются механизмы решения, а к каждому механизму необходимо прописать продукты, через которые он будет реализован Также под каждый механизм формулируются эффекты, риски, способы распространения
Работа на семинаре и апрельская конференция 1)Сегодня на группах могут проявиться образовательные учреждения, которые могли бы претендовать на участие в конкурсе ФИП; 2)26-29 апреля в Москве состоится межрегиональная конференция «Диссеминация результатов деятельности сети Федеральных инновационных площадок (ФИП)» Учреждениям, претендующим на статус рекомендуется участвовать. Информация на сайтах и
Приоритетные направления развития инновационной инфраструктуры в сфере образования: действующие площадки и проектное задание сети
Положительная тенденция Становится все сложнее четко клейстеризовать темы заявок - позиционируется все больше комплексных проектов
Приоритетные направления деятельности ФИП Утверждены протоколом заседания Комиссии по вопросам развития инновационной инфраструктуры в сфере образования в апреле 2012 года. (Председатель Комиссии – министр образования и науки РФ А.А. Фурсенко). Представляют собой «лист ожиданий от сети» Перечень проблемных мест, где необходимы проектные разработки и куда проектанты могут приложить свои усилия.
Приоритетные направления деятельности ФИП: Новое содержание образования Финансово-экономические модели управления образованием: Модели государственно-общественного управления образованием Развитие сети образовательных учреждений Развитие системы поддержки талантливых детей Воспитание и здоровьесбережение в образовании. Информационные технологии в образовании Новые модели и механизмы организации повышения квалификации
Новое содержание образования (примеры проектов) На первое место по актуальности и приоритетности следует поставить проблематику, связанную с введением ФГОС (качество образования, его оценка, организация инновационного образовательного процесса и т.д.). Здесь могут быть названы проекты: «Отработка требований к качеству образования в образовательных учреждениях, реализующих программы профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов в условиях внедрения ФГОС («Гуманитарный лицей» города Ижевска Удмуртской Республики), «Технологии достижения метапредметных результатов в рамках реализации ФГОС нового поколения" (НИИ инновационных стратегий развития общего образования (г. Москва) «Совместное планирование достижений учащихся на разных ступенях школьного образования» (Частная общеобразовательная школа "Унисон", г. Санкт-Петербург), «Создание региональной инновационной инфраструктуры в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения» (Региональный центр развития образования, г.Томск), «Разработка и апробация модели оценки качества результатов обучения на всех ступенях общего образования, в том числе модели и механизмов учета внеучебных достижений обучающихся общеобразовательных учреждений» ( Открытый институт "Развивающее образование", г. Москва)
Совокупным продуктом этих площадок должен стать массив разработок по таким проблемам, как: организация профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов, батарея КИМ для оценки метапредметных образовательных результатов, организованная по возрастным ступеням обучения и предметным блокам содержания образования, система показателей и критериев оценки владения педагогом метапредметными образовательными технологиями, варианты внедрения метапредметных технологий в ОУ, построение нелинейного расписания, организация проектно-исследовательской деятельности учащихся, технологии составления индивидуальной образовательной программы и т.д.
Самостоятельное место в инновационной деятельности по данному направлению занимает проблематика тьюторского сопровождения образовательного процесса. В частности, некоммерческое партнёрство "Сибирское методологическое агентство развития территорий - Концепт" (г. Новосибирск) разрабатывает модели тьюторского сопровождения молодежных инициатив и проектной деятельности в рамках Школы социального предпринимательства, а также детских проектов (проектов школьников) в социальной сфере. С рядом проектов по развитию тьюторских услуг, касающихся системы повышения квалификации работников образования, можно ознакомиться в соответствующем разделе.
Несколько важных проектов по теме «Новое содержание образования» представлены учреждениями профессионального образования. Так, Московский городской психолого-педагогический университет разрабатывает «Инновационную модель УМО как механизм модернизации психолого- педагогического образования в Российской Федерации». В результате реализации этого проекта планируется получить модель нового типа школьно- университетского партнерства, модель общественно- государственной и профессиональной оценки а также примерные образовательные программы высшего и дополнительного (послевузовского) профессионального образования по направлению «Психолого- педагогическое образование».
Барнаульский строительный колледж занят системой оценивания степени сформированности общих и профессиональных компетенций у студентов и выпускников колледжа: предполагается разработать систему комплексной оценки и сертификации по каждому профессиональному модулю, включая и оценку общих компетенций, чтобы студент сможет с разной степенью успешности осваивать профессиональные модули (деятельности) в зависимости от своих притязаний и получать сертификаты разной степени значимости (трех степеней), высшая из которых удостоверяет сформированность компетенции в независимом выполнении сложных, нестандартных, высококвалифицированных работ, управление и руководство группой работников, высокий уровень персональной ответственности.
Проект Московского государственого института международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации «Разработка эффективных нормативно-правовых, содержательных и организационных моделей подготовки бакалавров и магистров по программам «двойных» российско-иностранных дипломов, а также совместных (двойных) российско-иностранных работ на соискание степеней кандидата наук и PhD». Его результатом должны стать: 1. Интегрированные учебные планы и рабочие программы модулей 2. Проекты регламентов о подготовке и защите совместных/двойных (российско-иностранных) научных работ 3. Проект требований и условий поступления в аспирантуру 4. Проекты двухсторонних /многосторонних соглашений с зарубежными вузами-партнерами
Новое содержание образования совершенствование содержания образования, способов и форм организации образовательного процесса на всех ступенях школьного образования совершенствование системы оценки результатов и качества образования на всех этапах школьного образования совершенствование нормативно-правовой базы введения ФГОС общего образования на всех школьного образования совершенствование системы повышения квалификации педагогов и управленческих кадров
Финансово-экономические модели управления образованием: разработка модели Государственного (Муниципального) 3 адания, устанавливающего взаимосвязь между стоимостью услуги и показателями качества образования с учетом соблюдения требований к условиям реализации основной образовательной программы ФГОС; отработка механизмов привлечения инвестиций в сферу образования; обеспечение конкурентоспособности отечественных образовательных услуг на международном рынке (в т.ч. в условиях вступления в ВТО); становление системы диссеминации инновационных моделей в образовании (франчайзинг); развитие венчурных интеллектуальных фондов
Модели государственно-общественного управления образованием разработка модели обучения представителей школьных органов, осуществляющих государственно- общественное управление в сфере образования, по вопросам оценки качества образования в рамках введения новых федеральных государственных образовательных стандартов ступени общего образования; разработка модели общественных институтов, осуществляющих экспертизу в сфере образования (аккредитация образовательных учреждений, аттестация руководителей, сертификация образовательных программ и программ дополнительного профессионального образования) основанных на принципах саморегулирования; технологии прогнозирования рынка труда и корректировки программ развития и образовательных программ учреждений профессионального образования
Развитие сети образовательных учреждений разработка нормативно – правовой базы уровня субъекта РФ, обеспечивающей эффективное внедрение моделей профильного обучения «старшая профильная школа», «школа ступеней образования»; организация сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений реализующих программы профильного обучения и предпрофильной подготовки учащихся созданных на основе моделей «старшая профильная школа», «школа ступеней образования»; институционализация сетевого взаимодействия учреждений образования; Разработка подходов к разработке методики расчета норматива финансирования общеобразовательных программ в сети (в том числе в сети Интернет); Разработка параметров оценки оптимальности сети общеобразовательных учреждений муниципалитета. эффективные модели выстраивания межвузовской интеграции, инженерных школ, развитие объединений образовательных учреждений профессионального образования (кластерного типа) на базе вузов. разработка и апробация альтернативных образовательных и развивающих программ для дошкольных образовательных учреждений, а также развитие альтернативных форм предоставления услуг дошкольного образования (дошкольного содержания, присмотра).
Развитие системы поддержки талантливых детей: разработка образовательных программ, направленных на развитие творческого мышления детей и взрослых; разработка модели интеграции общего, профессионального и дополнительного образования, в т.ч. нормативно-правовых и финансово-экономических механизмов; проектирование моделей дистантного образования для одаренных детей; разработка программ повышения квалификации в форме стажировки для педагогов, работающих с одаренными детьми; разработка механизмов привлечения представителей реального сектора экономики и инновационных бизнес-компаний в образовательные проекты, связанные с выявлением, отбором, развитием и поддержкой талантливых детей и молодежи
Воспитание и здоровьесбережение в образовании: разработка инновационных моделей и методик социальной поддержки и психолого-педагогического сопровождения семьи как института социализации и воспитания ребенка; создание модели оценки качества воспитания и социализации детей; разработка механизмов создания сетевых сообществ просоциального характера и минимизации рисков негативного влияния педагогически неконтролируемых сообществ; разработка моделей здоровьесберегающего пространства обучения (возможности трансформации физического пространства школы в целях сохранения и укрепления здоровья детей)
Информационные технологии в образовании: Разработка инструментария электронной образовательной среды – «Умная школа» разработка моделей и систем показателей ситуационного центра оценки качества образования; разработка электронного инструментария моделирования сценариев развития качества образования в ОУ; разработка электронного инструментария обеспечения индивидуализации в обучении.
Новые модели и механизмы организации повышения квалификации создание инновационных моделей организации повышения квалификации на муниципальном и региональном уровнях (в т.ч. создание инновационных центров и программ повышения квалификации); создание и отработка инновационных моделей профессионального педагогического образования ( в т.ч. отработка технологии организации интернатуры для выпускников педагогических вузов); новые модели и технологии повышения квалификации и внутрифирменной подготовки персонала работодателями в условиях частно-государственного партнерства в образовании; разработка и внедрение систем независимой сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования; разработка, апробация и внедрение организационных моделей повышения квалификации и профессиональной переподготовки мигрантов и беженцев на базе учреждений профессионального образования.