Оценка качества образования в России: национальные вызовы Вице-президент РАО Болотов В.А. Международная конференция «Российское образование в зеркале международных сравнительных исследований» июня 2013 года, Москва
Участие России в Международных сравнительных исследованиях Международная Ассоциация по оценке образовательных достижений – IEA TIMSS (1995, 1999, 2003, 2007, 2008, 2011 годы) PIRLS (2001, 2006, 2011 годы) CIVIC (1999, 2000 годы) ICCS (2009 годы) TEDS (2008 год) ICILS (2013) Организация экономического сотрудничества и развития – OECD PISA (2000, 2003, 2006, 2009, 2012 годы) TALIS (2008 год)
Использование результатов международных сравнительных исследований ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ Введение образовательных стандартов нового поколения Создание новых учебников Обновление программ повышения квалификации учителей Проведение углублённых исследований Основой разработки содержания и технологии проведения Единого государственного экзамена (ЕГЭ) и ряда мониторинговых исследований стало: Опыт участия в международных программах оценки Опыт проведения Всероссийского централизованного тестирования (с 1986 г.)
Введение Единого государственного экзамена ГОД Кол-во субъектов РФ584 Кол-во предметов 813 Кол-во ВУЗов (и филиалов) Число экзаменов Беспрецедентный по срокам и массовости участия образовательный проект
СОДЕРЖАНИЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕГЭ СТРУКТУРА ТЕСТА Часть А. Задания с множественным выбором. Часть В. Задания с кратким ответом. Часть С. Задания с развёрнутым ответом (рассуждение, эссе, решение задачи и т.п.) ТЕХНОЛОГИЯ Ответы на задания частей А и В проверяются автоматизированной, на задания части С – экспертами. Проверка результатов - до 6 дней на рус. язык и математику, до 4 дней на предметы по выбору.
СЕГОДНЯШНИЕ ВЫЗОВЫ ЕГЭ Неправомерное использование результатов ЕГЭ: Рейтинги школ и муниципалитетов Аттестация педагогов Оценка деятельности губернаторов «Наказание невиновных и награждение непричастных» ИНФОРМАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ!!!
ЗАДАЧИ ПО РАЗВИТИЮ ЕГЭ Совершенствование содержания КИМ (ориентация на компетентности). Введение базового и профильного уровней ЕГЭ по обязательным предметам (математика и русский язык). Определение реальной роли ЕГЭ в оценке работы учителей и эффективности деятельности образовательных учреждений. Повышение информационной безопасности процедуры экзамена (видеонаблюдение, «глушилки», постоянное совершенствование защиты баз данных ЕГЭ и т.д.).
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Международные исследования + ЕГЭ Международные исследования + ЕГЭ + мониторинговые исследования + внутришкольное оценивание Закон «Об образовании» Федеральная целевая программа развития образования Государственная программа «Развитие образования» на гг. Система ОКО в ключевых правительственных документах:
Гос. политика: приоритеты в сфере ОКО Госпрограмма «Развитие образования» на гг. «Формирование современной и сбалансированной общероссийской системы оценки качества образования, включающей в себя не только национальные экзамены, но, прежде всего, мониторинговые обследования обучения и социализации, процедуры оценки результатов обучения на уровне школы».
Исследовательские проекты в ОКО Дополнительные по отношению к международным мониторингам страховые исследования. Разработка масштабируемых технологий оценки индивидуального прогресса учащихся. Оценка качества общего образования по новым школьным стандартам
Приоритетные задачи в сфере ОКО. КАДРЫ Подготовка текстологов (в рамках программ профессионального или дополнительного профессионального образования). Обучение учителей пользованию стандартизированными методиками оценки (в рамках программ/модулей системы повышения квалификации). Обучение организаторов образования навыкам интерпретации и использования результатов оценивания (в краткосрочных формах без отрыва от рабочего места).
Приоритетные задачи в сфере ОКО. ИНСТРУМЕНТЫ Введение мониторингов учебных достижений и социализации. Особое внимание к методикам внутри классного и внутришкольного оценивания. Измерители и банки заданий.
Приоритетные задачи в сфере ОКО. АНАЛИТИКА Введение корректных методик анализа и интерпретации результатов – динамическая оценка, индивидуальный прогресс, кластерный анализ результатов, работа с контекстной информацией. Разработка аналитических материалов и информационных продуктов по итогам проведения ОКО, ориентированных на различные целевые группы. Разработка управленческих решений (рекомендации, учёт рисков).
ВАШИ ВОПРОСЫ