Поставнин Вячеслав Александрович Президент фонда "Миграция XXI век»
ДИНАМИКА ЛЕГАЛЬНОГО ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РОССИИ С 1994 ПО 2011 ГГ. * по экспертной оценке Источник: государственная статистика, данные ФМС России
Несовершенство механизма реализации миграционного законодательства; Отсутствие комплексного подхода к управлению привлечением и использованием иностранных работников. Почему это происходит?
Частая корректировка миграционного законодательства и подзаконных актов как на федеральном, так и региональном уровнях, что приводит к изменению правил привлечения и использования ИРС. С момента принятия 115-ФЗ в него внесено более 20 правок. При этом некоторые правки существовали всего несколько месяцев, например, правка в части определения места пребывания ИГ и принимающей стороны внесенная в конце декабря 2010 года была отменена через 3 месяца.
Закон позволяет гибко использовать механизм квотирования привлечения ИР. Однако его правоприменительная практика сделала этот механизм жестким. Квота определяется исходя не из экономической целесообразности, а волюнтаристски. Размер квоты с 2009 года уменьшается: 2009 год – разрешений на работу 2010 год – разрешений на работу 2011 год – разрешений на работу На 2012 год размер квоты принят на уровне 2011 года. Из регулятора рынка труда механизм квотирования превратился в его дестабилизатор и обусловил парадоксы рынка труда.
ДИНАМИКА РАЗМЕРА КВОТЫ НА ВЫДАЧУ РАЗРЕШЕНИЙ НА РАБОТУ ПО Г. МОСКВЕ ЗА ГГ.
ПАРАДОКС I : НЕДОИСПОЛЬЗОВАНИЕ КВОТЫ ПРИ ЕЕ НЕДОСТАТКЕ 2007 год 2008 год 2009 год2010 год2011 год (за 9 месяцев ) Квота на выдачу разрешений на работу (шт.) - установленная - распределенная Выдано разрешений на работу (шт.) - в % к установленной квоте - в % к распределенной квоте ,3 81, ,1 81, ,2 82, ,8 75 Соотношение размера выделенных и распределенных квот и количества выданных разрешений на работу в России за гг.
Источник: государственная статистика, данные Минздравсоцразвития России
СТРУКТУРА ПОТРЕБНОСТИ В РАБОТНИКАХ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ ТРУДА ДЛЯ ЗАМЕЩЕНИЯ СВОБОДНЫХ РАБОЧИХ МЕСТ Источник: государственная статистика, данные Минздравсоцразвития России По данными опросов Уральского филиала института народнохозяйственного прогнозирования РАН, в августе-сентябре 2010 года 88,4% опрошенных предприятий испытывали потребность в квалифицированных рабочих и только 7,9% в управленческом персонале.
В настоящее время вопросами миграции занимаются 9 федеральных ведомств: Федеральная миграционная служба Министерство здравоохранения и социального развития Министерство регионального развития Федеральная служба по труду и занятости Федеральная служба безопасности Министерство экономического развития Министерство иностранных дел Россотрудничество Министерство внутренних дел
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕЭФФЕКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МИГРАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ Несовершенство институциональной структуры управления миграцией; Недостаток стратегического компонента в сегодняшней схеме управления миграцией; Отсутствие достоверной информации о потребностях рынка труда; Чрезмерная забюрократизированность, негибкость, непрозрачность применяемого процесса квотирования ИРС; Беспрецедентная коррумпированность миграционной сферы; Наличие в России неисчислимой армии мигрантов, в отношении которой необходимо срочно принимать какие-то меры и вводить этих людей в легальное русло; «Правовой нигилизм работодателей», спровоцированный экономической выгодой ИМЕННО нелегального привлечения иностранной рабочей силы.
Создание гражданского Министерства по миграции, межнациональным и межконфессиональным отношениям; Перераспределение полномочий в миграционной сфере между федеральным, региональным и местным уровнем и увеличение полномочий муниципалитетов; Привлечение бизнес-структур к участию в управлении миграционными потоками, прежде всего ЧАЗов, на основе лицензирования или сертификации их деятельности и ее прозрачности; Введение в правовое русло деятельности теневых посредников, управляющих миграционными потоками; Привлечение гражданского общества к управлению миграционными процессами (НПО, общественные комиссии по миграции, межнациональным и межконфессиональным отношениям); Создание миграционных судов.
Сайт Фонда: mirpal.оrg Нашэлектронный адрес : ru