В Республике Беларусь принята Концепция Государственной программы национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма, утвержденная решением Совета Министров Республики Беларусь от 12 августа 2010 года 26
В основу национальной государственной антиалкогольной политики положены принципы снижения доступности алкоголя: экономически, в пространстве, во времени, по возрасту в сочетании с пресечением производства и продажи суррогатных алкогольных напитков.
Наиболее эффективной мерой является ценовое регулирование Увеличены ставки акцизов на водку, коньяки, бренди, кальвадос, оригинальные алкогольные напитки, произведенные по нетрадиционной технологии с применением народных рецептов, и ликеро-водочные изделия - на 33,3%. Увеличены ставки акцизов на вина плодовые крепленые ординарные в 2 раза. Ставка акциза на вина плодовые крепленые марочные улучшенного качества и специальной технологии установлена на уровне 50% от ставки акцизов на вина плодовые крепленые. Ставка акцизов на пиво повышена на 33,3%.
Ограничение физической доступности алкогольных напитков предусматривает: Запрет на продажу алкогольных напитков в ночное или нерабочее время; Запрет на продажу алкогольных напитков в один из выходных дней (по выходным наблюдаются 8-11% подъем смертности за счет несчастных случаев и смертей от болезней системы кровообращения); Сокращение количества точек, торгующих алкоголем (в Беларуси отмечается один из самых высоких в мире показателей числа розничных торговых объектов по реализации алкогольных напитков и пива на число жителей. Так, в Норвегии один розничный торговый объект реализации алкогольных напитков и пива приходился на 30 тыс. жителей, в Швеции на 23 тыс., в Англии и России на 400, а в Республике Беларусь на 186 жителей); Разрешительное лицензирование и государственная монополия на розничную продажу алкогольных напитков. Установление минимального возраста легального приобретения алкоголя.
В городе Минске: розничную торговлю алкогольными напитками осуществляют 659 магазинов. за последние пять лет количество торговых объектов, реализующих алкогольные напитки, сократилось на 8%, одновременно уменьшилось количество магазинов, работающих в круглосуточном режиме (с 29 до 11 объектов). вопрос разрешения реализации алкогольных напитков в каждом отдельном объекте рассматривается на заседаниях администраций районов, с последующим принятием решения. в ночное время реализуется ограниченный ассортимент алкогольных напитков (коньяк, шампанское, игристые и виноградные вина).
В 2012 году органами внутренних дел пресечено 130 фактов незаконной реализации алкогольной продукции; изъято и уничтожено 77,7 тысяч литров самогона и самогонной браги и 37,6 тысяч литров фальсифицированных спиртных напитков.
Результатом планомерной антиалкогольной политики в столице стало снижение объемов продаж алкогольных напитков Уровень реализации алкогольных напитков по отношению к предыдущему году составил: 85,3% - вина виноградные; 75,7% - вина плодовые; 63,7% - коньяк, коньячные напитки и бренди; 93,8% - напитки слабоалкогольные. Уровень реализации водки вырос на 2%, однако общее количество реализованного в 2012 г. алкоголя составило 9,8 л. на душу населения. Всего в пересчёте на абсолютный алкоголь потребление снизилось на 3,3%.
Наибольший удельный вес в структуре продаж алкогольной продукции в Минске занимают: водка – 46,3 %; пиво - 19%; прочие алкогольные напитки – 10,6%. Вина плодовые и виноградные занимают 10,4% и 7,5% соответственно. Наименьший удельный вес в структуре продаж занимают коньяки (включая бренди и коньячные напитки) – 2,8% и слабоалкогольные напитки – 0,8 %.
ИТОГИ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ АНТИАЛКОГОЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ в г. МИНСКЕ на 28,1 % снизился уровень алкогольных правонарушений и преступлений; на 30,4% уменьшилось число ДТП, совершенных по вине лиц, находящихся в состоянии алкогольного опьянения; на 27,3% снизилось количество смертей от случайных отравлений алкоголем; на 21,9% уменьшилось число лиц, перенесших алкогольные психозы; на 1% снизилось количество лиц, страдающих хроническим алкоголизмом.
В числе перспективных направлений антиалкогольной политики Концепцией обозначена ее информационная поддержка, включающая в числе прочих расширение социальной рекламы в средствах массовой информации, увеличение выпуска тематических теле- и радиопрограмм, широкое освещение вопросов профилактики алкогольной зависимости и пропаганды здорового образа жизни в печатных СМИ.