Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по направлению познавательно-речевого развития воспитанников 323 «Сказка» Введение в грамоту: развитие ориентировки в звуковой стороне речи и овладение произвольными движениями рук детей младшего и среднего дошкольного возраста Воспитатель Фомина Ольга Владимировна Нижний Новгород 2012 г.
Первоначальные основы грамоты рассматриваются «как пропедевтический курс фонетики родного языка» (по Д.Б.Эльконину) «Введение в грамоту» и «Грамота и подготовка руки к письму» по программе «Развитие» Развитие фонематической стороны речи с целью подготовки к овладению действием звукового анализа Развитие возможности управлять своими руками и пальцами для элементарной подготовки руки к письму
Этапы введения в языковую действительность Развитие артикуляционного аппарата, переориентирование смысловой стороны речи на фонематичес- кую (3-4 лет), Интонационное выделение звука, определение заданного звука в словах (4-5 лет) Звуковой анализ слова (5-6 лет) Изучение буквенной символики (6-7 лет)
Развитие звуковой культуры речи Знакомство со звучащим словом Сравнение слов по звучанию Знакомство с протяженностью слова (одно-, двух- и трех- сложной слоговой структуры) Овладение способом интонационного выделения звука в слове. Определение 1-го звука в слове, называние слов на заданный звук Дифференциация твердых и мягких согласных звуков (акустическая)
Развитие произвольных движений пальцев рук
Решение задач «Введение в грамоту» и «Грамота и подготовка руки к письму» в контексте ФГТ Образовательная область «Чтение художественной литературы» Формирование целостной картины мира Развитие литературной речи Приобщение к словесному искусству 1 половина дня 2 половина дня Взаимодейств ие с семьями детей (ВСД) Непосредственно образовательная деятельность (НОД) Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов (ОД) Самостоятельн ая деятельность детей (СДД) Непосредстве нно образовательная деятельность (НОД) Образователь ная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов (ОД) Самостоятель ная деятельность детей (СДД) -НОД «Ознакомление с художественной литературой и развитие речи» -НОД «Грамота и подготовка руки к письму» -Рассматривание иллюстраций к сказкам, -беседа по прочитанным произведениям, -разучивание стихов, -Словесные игры. -проектная деятельность -Рассматрива- ние иллюстраций в книгах, -сюжетно- ролевая игра, - пересказ сказок -игры в книжном уголке Занятие «Познаватель ное чтение», «Режиссер- ская игра» -Чтение (прослушивание) сказок и рассказов, стихов, -обсуждение прочитанного -разучивание стихов, к праздникам, -индивидуальные беседы по прочитанным произведениям, -дидактические игры -театрализованные игры с пересказом сюжета знакомых произведений, - игры в книжном уголке Разучивание стихов к праздникам и развлечениям Участие родителей в театрализованных играх с детьми.
Решение задач «Введение в грамоту» и «Грамота и подготовка руки к письму» в контексте ФГТ Образовательная область «Коммуникация» Формирование и развитие средств общения: Обогащение словаря детей. 1 половина дня 2 половина дня Взаимодейств ие с семьями детей (ВСД) Непосредственно образовательная деятельность (НОД) Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов (ОД) Самостоятельна я деятельность детей (СДД) Непосредствен но образовательная деятельность (НОД) Образовательн ая деятельность, осуществляема я в ходе режимных моментов (ОД) Самостоятельн ая деятельность детей (СДД) -беседы с детьми в НОД, - дидактические игры, -игровые ситуации - разговоры с детьми в ходе выполнения гигиенических процедур, - подвижные игры коммуни-кативного направления, -беседы в процессе наблюдения за живой и неживой природой, -разучивание чистоговорок, скороговорок, -совместные игры детей с предметами, -сюжетно- ролевые игры, -игра- драматизация - работа по звуковой культуре речи: скороговорки, стихи, потеши и т.д., -индивидуальная работа по развитию речи (придумывание загадок об окружающих предметах) -дидактичес-кие игры -игры-инсценировки, -рассматривание иллюстраций, игрушек, -отгадывание загадок, -хороводные игры с пением -Сюжетные игры с предметами- заместите-лями, -сюжетно- ролевые игры -чтение наизусть стихов, скороговорок и чистоговорок Праздники, развлечения, Познаватель- но-речевой досуг Посещение театральных представлений
Условия подбора материала для проведения НОД «Введение в грамоту» и «Грамота и подготовка руки к письму» 1. Новое занятие - новый звук. 2. Чередование легко произносимых и трудно произносимых звуков. 3. Выделяемый звук в разных позициях: в начале, к середине, в конце. 4. Выделение согласных звуков.
Планируемые результаты освоения раздела «Введение в грамоту» и «Грамота и подготовка руки к письму» Интегративные качества Динамика формирования интегративных качеств Овладевший необходимыми умениями и навыками Коммуникация самостоятельно пересказывать знакомое литературное произведение; рассказывать о содержании сюжетной картины; составлять описательный рассказ о знакомой игрушке, предмете; передавать в форме рассказа впечатления и события из личного опыта; чисто произносить звуки родного языка; четко воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова; дифференцировать на слух гласные и согласные звуки; использовать в речи сложноподчиненные предложения; проявлять словотворчество в процессе освоения языка. Познание Введение в грамоту Интонационное выделение одного звука в слове. Различение (на слух) твердых и мягких согласных звуков. Называние слов на заданный звук. Моделирование слогового состава 1 – 3 –сложного слова. Развитие произвольности движений - управление своими руками и пальцами.
Вывод: Таким образом, в результате этих пропедевтических занятий дети приходят в старшую группу, свободно владея способом выделения в слове отдельного звука, что является необходимым условием для перехода к усвоению действия звукового анализа слов.
Спасибо за внимание!