Роль сетевых связей университетов в инновационном развитии Д.пол.н., проф. М.М. Лебедева МГИМО (У) Нижний Новгород, сентября 2013 г.
Университет в современном мире Университетской Хартии (Magna Charta Universitetum) 1988 –автономность университета, –независимость университета от политических и идеологических догм, –связь исследования и образования, –отказ от нетерпимости и ориентация на диалог. Университет включается сегодня в политические, социальные, экономические процессы на уровне региона, государства, мира
Расслоение университетов в современном мире В результате процессов глобализации и интеграции формируется три типа университетов: –наиболее успешные и престижные университеты (по отельным отраслям, или в целом) – международные связи –университеты, которые отчасти принадлежат к «первому кругу» - связи на уровне региона, страны –университеты, которые практически не включены в межуниверситетские связи. Это «аутсайдеры», работающие на локальном уровне.
Академические связи университета Иностранные учащиеся Иностранные профессора и постдоки Работа своих преподавателей за рубежом Студенческие обмены (мобильность) Международные конференции Публикации в зарубежных журналах / публикации зарубежных авторов в своих изданиях Совместные с зарубежными партнёрами магистратуры Совместные с зарубежными партнёрами исследовательские проекты
Внеакадемические связи университета На национальном и региональном уровнях –Со структурами власти –С деловыми кругами –Со структурами гражданского общества Формы и методы формирования связей –Предоставление университетской площадки для выступлений, дискуссий и т.п. –Создание кафедр (МГИМО – кафедра Ростехнологий) –Просветительская деятельность (выступление СМИ, чтение популярных лекций, проведение дней «открытых дверей», «открытых лекций» и т.п.) –Экспертиза различных проектов –Работа с выпускниками На международном уровне связей российских университетов практически нет вне академических
Проблемы, с которыми сталкивается университет Проблема расслоения университетов и нахождение своей ниши Нетрадиционные для университета сферы деятельности (экономическая, политическая, социальная), которые влияют на академическую деятельность Вызовы, связанные с «завязыванием» межсетевых узлов» Проблема содержания образования: учим локально, работают выпускники глобально
Заключение Более сложной стала деятельность университета в современном мире Необходимость отвечать на новые вызовы