Тема 7 Экономическое развитие России в первой половине XIX столетия 1. Экономическое развитие России в царствование Александра I 2. Экономическое развитие страны в царствование Николая I
Александр I Павлович Благословенный ( ), российский император в гг г. – разрешение купцам, мещанам и государственным крестьянам иметь недвижимость, в т.ч. и землю, в частной собственности 1802 г. – начало производства сахара из свеклы г. – Указ о вольных хлебопашцах 1805 г. – появление в производстве первой паровой машины 1807 г. – Указ «О даровании купечеству новых выгод» (разрешение создания АО, купеческих собраний и торговых судов) гг. - отмена крепостного права в Польше, Финляндии, Прибалтике г. – финансовая реформа М.М. Сперанского г. – строительство Военно-Грузинской дороги 1815 г. – первый русский пароход «Елизавета» 1817 г. – введение монополии на водочную торговлю 1818 г. – Закон о праве крестьян основывать фабрики и заводы
Финансовая реформа М.М. Сперанского В 1809 г. дефицит бюджета млн руб; государственный долг млн руб. Меры преодоления: Уточнение базы налогообложения Рост прямых налогов: подушная подать возросла с 1 до 3 руб оброчные подати с государственных крестьян выросли с 2 до 3 руб Введение подоходного налога на помещиков*: при доходе свыше 500 руб - 1 % при доходе от 1800 руб - 10 % Рост косвенных налогов: рост цены на соль в 3 раза введение пошлин на винокурение Дефицит бюджета в 1811 г сократился до 6 млн руб В 1812 г. отправлен в отставку и сослан в Н.Новгород. * Налог отменен в 1819 г. Ни разу не был собран полностью. Сперанский Михаил Михайлович ( ) общественный и государственный деятель в царствованиях Александра I и Николая I, реформатор и законотворец.
Развитие промышленности и торговли е гг. - начало промышленного переворота Лидер - хлопчатобумажная промышленность, где 95 % рабочих - наемные е гг. - развитие золотодобывающей промышленности (в 1829 г - добыча 1 пуд, в 1850 г пудов) 1840-е гг. - открытие инженерных и лесных училищ. Николай I Павлович ( ), российский император в гг. …Государь должен с людьми быть человеком…
Развитие транспорта г. - испытание первого паровоза Черепановых в Нижнем Тагиле на заводе Демидова 1837 г. - постройка первой казенной железной дороги Петербург- Царское Село (протяженность 26 верст, строили 3 тыс крестьян 1,5 года, скорость поезда до 60 верст в час) гг. - железная дорога Санкт-Петербург-Москва (протяженность 659 верст, 2 пути, 22 часа в пути вместо 4 суток на лошадях) Чуть позже построены дороги - Петербург-Варшава и Москва - Н.Новгород К 1861 г. построено 1500 км железных дорог 1849 г. - построен пароходный завод в г. Сормово (к 1861 г пароходов)
Развитие транспорта Первый паровоз в России был построен механиками отцом и сыном Ефимом Алексеевичем ( ) и Мироном Ефимовичем ( ) Черепановыми на Нижне-Тагильском заводе в гг. Паровоз Черепановых возил поезда с рудой весом более 200 пудов (3,2 т) со скоростью 1213 вёрст в час (1314 км/час).
Крестьянский вопрос при Николае I 1827 г. - запрет на продажу крестьян на заводы 1828 г. - ограничение права помещиков на высылку крестьян в Сибирь 1833 г. - запрет на продажу крестьян с дроблением семей и в уплату частных долгов гг - реформа государственных крестьян (граф П.Д. Киселев) 1841 г. - запрет на покупку крестьян без земли 1842 г. - указ об обязанных крестьянах е гг. - введение минимального крестьянского надела - 4,5 десятины
Денежная реформа гг. (Реформа Е.Ф. Канкрина) В 1839 г. в основу денежного обращения был положен серебряный рубль и установлен обязательный курс ассигнации: 3 руб. 50 коп. ассигнациями = 1 руб. серебром. Решено было заменить ассигнации по означенному курсу кредитными билетами, безостановочно разменными на полноценную монету (серебряную и золотую). Так была проведена девальвация рубля. В 1843 г. ассигнации начали постепенно изыматься из обращения и обмениваться по обязательному курсу на кредитные билеты, свободно размениваемые на серебро и золото. Размен этот производился с соблюдением соотношения руб. кредитными билетами обменивались на 103 руб. серебром или на 100 руб. золотом. Реформа Е.Ф. Канкрина временно укрепила финансы России