Обеспечение дифференциации и индивидуализации воспитания как условие построения траектории индивидуального развития дошкольников. Свит Марина Викторовна заведующий МБДОУ ЦРР – детского сада 21 «Малышок» города Новоалтайска
Понятие индивидуальная образовательная траектория (Г.А. Бордовский, С.А. Вдовина, Е.А. Климов, B.C. Мерлин, Н.Н. Суртаева, И.С. Якиманская и др.), обладает широким значением и предполагает несколько направлений реализации:. содержательный - вариативные учебные планы и образовательные программы, определяющие индивидуальный образовательный маршрут. деятельностный - специальные педагогические технологии. процессуальный - организационный аспект.
Индивидуальный образовательный маршрут можно рассматривать как персональный путь компенсации трудностей в обучении, а затем и реализации личностного потенциала ребёнка: интеллектуального, эмоционально-волевого, деятельностного, нравственно-духовного. Индивидуальные образовательные маршруты разрабатываются: -для детей, не усваивающих основную общеобразовательную программу дошкольного образования; - для детей, с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов.
Принципы построения образовательного маршрута: Принцип психологической комфортности Принцип демократизации Принцип индивидуализации Принцип гуманизма Принцип дифференциации и интеграции Принцип развивающего обучения Принцип творчества Принцип естественной двигательной активности
Компоненты образовательного маршрута: целевой (постановка целей, определение задач образовательной работы); содержательный (отбор содержания программного материала на основе образовательных программ, реализуемой в ДОУ, в том числе программ дополнительного образования); технологический (определение используемых педагогических технологий, методов, методик, систем обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей ребенка); диагностический (определение системы диагностического сопровождения); результативный (формулируются ожидаемые результаты, сроки их достижения и критерии оценки эффективности реализуемых мероприятий).
Этапы создания образовательного маршрута : Этап наблюдения и начальной диагностики. Цель: 1. выявление дошкольников, испытывающих трудности: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные, психомоторные или комплексные. 2. Определение причин трудностей ребенка. Этап конструирования образовательного маршрута. Цель: построение индивидуальных образовательных маршрутов для дошкольников, на основе выявленных трудностей и установленных причин этих трудностей. Определение методов педагогической поддержки, содержания работы. Этап реализации. через специально организованную деятельность (подгрупповые, фронтальные, индивидуальные занятия), организацию совместная деятельность педагога с детьми, создание условий для самостоятельной деятельности, Этап итоговой диагностики. Проводится завершающая диагностика. Цель: выявить результаты действия маршрута.
Результаты работы ДОУ
Спасибо за внимание!