Обучение лексике
Что означает владеть лексикой? Особенности функционирования любой языковой единицы проявляются в 2х планах: семасиологический аспект – как она используется в речи, какие смыслы выражает ономасиологический аспект – какими средствами предаются смыслы
Характеристики лексики с т. зр. ее преподавания содержательная сторона (значение) форма – произношение, словоупотребление, словоизменение употребление в речи ассоциации, коннотации соотношение с родным языком
В зависимости от характера речевой деятельности в методике различают: Активную лексику Пассивную лексику
Пассивный словарный запас - слова, которые служат для восприятия информации в устной или письменной форме. Пассивная лексика = рецептивная (рецептивные виды речевой деятельности: чтение, аудирование)
Упражнения, направленые на формирование рец. умений: установите значение по контексту установите значение и управление глаголов определите значения следующих слов и словосочетаний
Активный словарный запас - слова, которыми пользуются для выражения мыслей в устной или письменной речи, владея ими продуктивно. Активная лексика = продуктивная (продуктивные виды речевой деятельности: говорение, письмо)
Активное владение словом предполагает уяснение тематико-понятийных полей или классов, всего семантического комплекса, который связывается с данным словом; парадигматических, синтагматических и деривационных отношений слов; актуализация в долговременной памяти слов и их сочетаний; умения использовать слово в речи в соответствии с правилами сочетаемости и условиями ситуации.
Условия активного усвоения лексики очень ограниченный набор лексики, многократное предъявление и тренировка, достижение автоматизма при употреблении, умение употреблять в новых сочетаниях.
Упражнения заполните пропуски заполните пропуски, выбрав из данных ответьте на вопросы, употребляя данные слова подберите подходящие к данным слова составьте словосочетание составьте из слов предложение замените синонимами/антонимами законичте предложение.
Семантизация лексики Семантизация лексики раскрытие значения лексических единиц, важнейшее учебное действие на этапе введения лексики.
Семантизация лексики Основные типы (классификация) переводная и беспереводная
Переводная семантизация Перевод
Переводная семантизация Наглядная – демонстрация предмета или его изображения, движения и др. Синонимы, антонимы Толкование Перечисление Контекст Словообразование
Выбор способа семантизации на основе лингвистической типологии с учетом методических требований (уровень подготовки, этап обучения) в зависимости от характера взаимоотношений слов родного и изучаемого языка в соответствием с уровнем владения языком рецептивная или продуктивная лексика в зависимости от метода обучения
Проблемы при семантизации Близкие по значению или звучанию слова (называть – называться; состоять – состояться) Безэквивалентная лексика Маленькие слова – кстати, вещь, вообще, куча
Ментальный лексикон - репрезентация слов в долговременной памяти человека.
Организация лексикона - -сетевая - слова репрезентированы в лексиконе через сеть отношений, но эта организация не является строго иерархичной; -иерархическая - сеть носит характер иерархии, некоторые элементы сети находятся выше или ниже других элементов сети.
Иерархическая организация лексикона
Сетевая организация лексикона
Лексический минимум определяет в полном объеме ту лексику, которая подлежит активному усвоению учащимися.
Критерии отбора лексического минимума Частотность Тематика Сопоставление с родным языком Сочетаемость Словообразование
Объем словаря Количество словПроцент знакомой лексики % % % %
Критерии отбора лексического минимума Частотность Тематика Сопоставление с родным языком Сочетаемость Словообразование
Дозировка новых слов Зависит от многих факторов учет специфики новых слов (степень трудности) цели при изучении слов (активная/пассивная лексика) условия обучения (этап, возраст, форма) Активная лексика: 7+-2
Критерии новых слов для усвоения Частотность Тематика Сопоставление с родным языком Сочетаемость и словообразование
Критерии новых слов для усвоения Частотность Тематика Сопоставление с родным языком Сочетаемость и словообразование
Подходы при изучении лексики 1. Инцидентное, нецеленаправленное изучение (по аналогии с родным языком) Чтение Аудирование 2. Целенаправленное изучение Лексические упражнения
Условия запоминания наглядность повторяемость ассоциация с чем-то знакомым мотивация аффект использование
Техники запоминания (мнемоника) Языковые карточки Языковые игры Механическое повторение Организация слов (синонимы, тематика)
Забывание Причины: последующее запоминание отсутствие повторения
Тетрадка-словарь (организация долговременной памяти) Организация словаря: поурочно по темам в алфавитном порядке переводная или синонимы/то и другое
Контроль усвоения лексики Лексические тесты Лексикоцентрические – на основе отдельного слова или словосочетания Текстовые – на основе текста
Проверка знания значения слова Глагол ухаживать переводится: а. ухажвам някого б. грижа се за някого в. отивам някъде
Тематическая принадлежность слова Одно из зтих слов не входит в группу слов, обозначающих недвижимость. Какое? а) квартира б) дача в) фруктовый сад г) валютный счет д) огород
Синонимические связи слова Подберите к слову править самое близкое по значению к нему слово. командовать управлять распоряжаться владеть властвовать
Сочетаемость слова Одно из зтих слов не сочетается со словом глаза. Какое? а. зелёные б. чёрные в. коричневые г. серые д. голубые
Текстовые задачи