Использование приёмов ТРИЗ-педагогики в образовательном процессе Выполнил: Козлова М.В., руководитель РМО, воспитатель высшей квалификационной категории
ТРИЗ - теория решения изобретательских задач Основное положение теории: умение найти взаимосвязь между явлениями, предметами, признаками, процессами. Основной принцип ТРИЗ: «Не делай как я, а иди в том же направлении!» Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, с другой - поисковой активности, стремления к новизне, речи и творческого воображения. Задачи программы: - развивать творческие способности; - знакомить с основными понятиями РТВ-ТРИЗ-ТРТЛ (Развитие творческого воображения - Теория решения изобретательских задач - Теория развития творческой личности).
ТРИЗ в разных видах деятельности: познавательной; речевой; изобразительной; конструктивной; музыкальной; физкультурной.
Дидактические игры для развития речи дошкольников «На что похоже». «Дорисуй». «Хорошо – плохо». «Наоборот». Эти игры являются подготовительным этапом для освоения более сложного содержания ТРИЗ.
Дидактические игры «На что это похоже», «Дорисуй»
Игра «Хорошо – плохо» Детский сад – это хорошо или плохо? Занятие – это хорошо или плохо? Болезнь – это хорошо или плохо? Книга – это хорошо или плохо? Жадина – это хорошо или плохо?
Игра «Наоборот» Я – антоним к слову «лето», В шубу снежную одета. Хоть люблю мороз сама, А зовут меня… /зима/.
Используемые методы ТРИЗ для развития связной речи Метод проб и ошибок. Метод фокальных объектов. Метод мозгового штурма (МШ). МШ в работе со сказкой. Метод каталога.
Метод фокальных объектов ЁлкаМашина ПушистаяПушистая машина, как мягкая игрушка ЗелёнаяЗелёная, чтобы в траве не было видно Со звёздочкойСо звёздочкой, чтобы в темноте освещала дорогу РазноцветнаяМеняет цвета: утром – красная, днём – жёлтая, вечером – синяя, в траве - зелёная С игрушкамиВодитель захотел взять мяч и поиграть в него
Метод мозгового штурма (МШ) Каждый участник обсуждения должен не только высказаться, но и предложить свой вариант решения проблемы; принимаются абсолютно любые идеи, даже если они кажутся абсурдными; из множества вариантов выбирается один и обсуждается более детально; результаты обсуждения обязательно рефлексируются в продуктивной деятельности: сочинение сказки, рисование.
Использование МШ в работе со сказкой Задание 1: изменяем характер героя. Задание 2: изменяем концовку сказки. Задание 3: восстанавливаем сюжет измененной сказки.
Графические характеристики
Метод каталога Этот метод позволяет решить проблему творческого сочинительства. Он разработан профессором Берлинского университета Э. Кунце в 1932 г. Суть его заключается в построении связного текста сказочного содержания через последовательность вопросов.
Творческие задания для успешного решения задач по развитию связной речи Учимся составлять загадки, ориентируясь на признаки и действия предметов. Приемы фантазирования. Прием эмпатии. Универсальная опорная таблица. Схемы – пиктограммы.
Схемы - пиктограммы «Угадай, какой стишок»
Универсальная опорная таблица Семейство. (Кто (что) это, к какому семейству относится?) Где. (Где обитает, находится, растет?) Составные части. (Из каких частей состоит? На какие части можно разделить?) Размер. (Большой или маленький по сравнению с другими предметами?) Цвет. Форма. (Предмета в целом или составных частей) Ощущения. (Какой на вкус? Какой на запах? Каковы тактильные ощущения?) Что необходимо для жизни? (Воздух, вода, пища?) Вред – польза.
Мы говорим, рассказываем, сочиняем…
Мыслим, познаём, исследуем…
Фантазируем, воображаем…
Творческих всем успехов!