Мандельштам Осип Эмильевич Биография и Творческий путь.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Осип Эмильевич Мандельштам ( ) Биография.
Advertisements

Презентацию выполнила учащаяся 11 класса - Эллазова Джамиля.
О́сип(Иосиф ) Эми́льевич Мандельшта́м ( 1891 – 1938) русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик и литературный критик, один из крупнейших русских поэтов.
Работу выполнил ученик 11 класса Сенаторов Фёдор.
Осип Эмильевич Мандельштам - русский поэт, прозаик, переводчик и литературный критик, один из крупнейших русских поэтов XX века.
1 Мандельштам Осип Эмильевич Жизнь и творчество..
Осип Эмильевич Мандельштам ( )
Осип Эмильевич Мандельштам Куда нам пойти? Наша воля горька. Где ты запоешь? Где я рифмой раскинусь Наш посвист, наш рокот распродан с лотка...
Мандельштам Осип Эмильевич О́сип Эми́льевич Мандельшта́м (имя при рождении Ио́сиф Эми́льевич Мандельшта́м, 3 (15) января 1891, Варшава 27 декабря 1938,
Работа выполнена учителем русского языка и литературы Адиевой Л.В.
(14 января октября 1931) Осетинский советский поэт, прозаик, драматург, литературный критик, революционер.14 января октября1931.
Великий поэт, хулиган и интеллигент своего времени – Сергей Есенин родился в семье крестьян 21 сентября ( по новому стилю 3 октября ) в селе Константиновка.
ПЛАТОНОВ Андрей Платонович (1899 – 1951). Родился 20 августа (1 сентября н.с.) в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских Климентова. (В 1920-х.
ПЛАТОНОВ Андрей Платонович (1899 – 1951). Родился 20 августа (1 сентября н.с.) в Воронеже в семье слесаря железнодорожных мастерских Климентова. (В 1920-х.
Одинокий искатель Презентация к уроку литературы по творчеству Осипа Мандельштама.
БИОГРАФИЯ Константин Дмитриевич Бальмонт
Анна Ахматова. Биография.. Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко) родилась в Одессе 23 июня 1889 года. В 1890 г. семья поселилась в Царском.
ПОЭТЫ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА 11 класс. Подготовила Берестовая Н. Г.
Поэзия Осипа Мандельштама ( ) Он явился как чудо. А.Ахматова Чтобы быть поэтом, размер, рифма, образ, даже если владеть ими в совершенстве,-
БИОГРАФИЯ БУНИНА Подготовил ученик 7 « А » класса Егоров Владимир.
Транксрипт:

Мандельштам Осип Эмильевич Биография и Творческий путь

Детство и учеба Осипа Мандельштама Родился 3 (15) января 1891 в петербургской еврейской купеческой семье. Учился в Тенишевском училище, увлекался эсеровским движением (воспоминания «Шум времени»,1925). В слушал лекции в Париже, в в Гейдельберге, в изучал в Петербургском университете романскую филологию (курса не закончил).

Символизм Мандельштама Первые стихотворные опыты в народническом стиле относятся к 1906, систематическая работа над поэзией началась с 1908, первая публикация Мандельштам примыкает к символизму (посещает В. И. Иванова, посылает ему свои стихи). Его программа сочетать «суровость Тютчева с ребячеством Верлена», высокость с детской непосредственностью. Сквозная тема стихов хрупкость здешнего мира и человека перед лицом непонятной вечности и судьбы («Неужели я настоящий / И действительно смерть придет?..»); интонация удивленной простоты; форма короткие стихотворения с очень конкретными образами (пейзажи, стихотворные натюрморты). Поэт ищет выхода в религии (особенно напряженно в 1910), посещает заседания Религиозно-философского общества, но в стихах его религиозные мотивы целомудренно- сдержанны («Неумолимые слова...» о Христе, который не назван). В 1911 принимает крещение по методистскому обряду. Из стихов этих лет Мандельштам включил в свои книги менее трети.

Акмеизм Мандельштама В 1911 Мандельштам сближается с Н. С. Гумилевым и А. А. Ахматовой, в 1913 его стихи Notre Dame, «Айя- София» печатаются в программной подборке акмеистов. Программа акмеизма для него конкретность, «посюсторонность», «сообщничество сущих в заговоре против пустоты и небытия», преодоление хрупкости человека и косности мироздания через творчество («из тяжести недоброй и я когда-нибудь прекрасное создам»): поэт уподобляется зодчему, первая книга Мандельштама называется «Камень» (1913, 2-е изд. 1916). Так же «зодчески» должно строиться и общество (стихи о всеединящем Риме, статьи «Петр Чаадаев», «Скрябин и христианство»). Стихи его приобретают высокую торжественность интонаций, насыщаются классическими мотивами («Петербургские строфы», «Бах», «Я не увижу знаменитой «Федры»); в сочетании с бытовыми и книжными темами это порой дает остраненно- причудливые рисунки («Кинематограф», «Домби и сын»). К нему приходит известность в литературных кружках, он свой человек в петербургской богеме, задорный, ребячливый и самозабвенно-торжественный над стихами. А. А. Ахматовой

Отношение Мандельштама к Первой мировой войне и к революции Первую мировую войну Мандельштам сначала приветствует, потом развенчивает («Зверинец»); отношение к октябрю 1917 как к катастрофе («Кассандре», «Когда октябрьский нам готовил временщик...») сменяется надеждой на то, что новое «жестоковыйное» государство может быть гуманизовано хранителями старой культуры, которые вдохнут в его нищету домашнее, «эллинское» (а не римское!) тепло человеческого слова. Об этом его лирические статьи «Слово и культура», «О природе слова», «Гуманизм и современность», «Пшеница человеческая» и др. ( ). В (и позднее, в ) он уезжает из голодного Петербурга на юг (Украина, Крым, Кавказ: воспоминания «Феодосия», 1925), но от эмиграции отказывается; в 1922 поселяется в Москве с молодой женой Н. Я. Хазиной (Н. Я. Мандельштам), которая станет его опорой на всю жизнь, а после гибели героически спасет его наследие. Стихи гг. (сборник Tristia, 1922, «Вторая книга», 1923) написаны в новой манере, значения слов становятся расплывчаты, иррациональны: «живое слово не обозначает предметы, а свободно выбирает, как бы для жилья,... милое тело».

Слова соединяются в фразы только звуками и семантической эмоцией («Россия, Лета, Лорелея»), связь между фразами теряется из-за пропусков ассоциативных звеньев. В тематике появляются «черное солнце» любви, смерти, исторической катастрофы, «ночное солнце» сохраняемой и возрождаемой культуры, круговорот времен, а в центре его «святые острова» Эллады («На розвальнях...», «Сестры тяжесть и нежность...», «Золотистого меда струя...», «В Петербурге мы сойдемся снова...» и др.). К 1923 надежды на гуманизацию нового общества иссякают, Мандельштам чувствует себя отзвуком старого века в пустоте нового («Нашедший подкову», «1 января 1924») и после 1925 на пять лет перестает писать стихи; только в 1928 выходят итоговый сборник «Стихотворения» и прозаическая повесть «Египетская марка» (тем же отрывисто-ассоциативным стилем) о судьбе маленького человека в провале двух эпох.

Вызов власти С 1924 Мандельштам живет в Ленинграде, с 1928 в Москве, бездомно и безбытно, зарабатывая изнурительными переводами: «чувствую себя должником революции, но приношу ей дары, в которых она не нуждается». Он принимает идеалы революции, но отвергает власть, которая их фальсифицирует. В 1930 он пишет «Четвертую прозу», жесточайшее обличение нового режима, а в 1933 стихотворную инвективу («эпиграмму») против Сталина («Мы живем, под собою не чуя страны...»). Этот разрыв с официальной идеологией дает ему силу вернуться к творчеству (за редкими исключениями, «в стол», не для печати): его стихи о чести и совести, завещанных революционными «разночинцами», о новой человеческой культуре, которая должна рождаться из земной природы, как биологическое или геологическое явление («Сохрани мою речь...», «За гремучую доблесть грядущих веков...», «Армения», очерки «Путешествие в Армению»). Ассоциативный стиль его стихов становится все более резким, порывистым, темным; теоретическая мотивировка его в эссе «Разговор о Данте» (1933).

Ссылка и гибель Мандельштама В мае 1934 Мандельштам арестован (за «эпиграмму» и другие стихи), сослан в Чердынь на Северном Урале, после приступа душевной болезни и попытки самоубийства переведен в Воронеж. Там он отбывает ссылку до мая 1937, живет почти нищенски, сперва на мелкие заработки, потом на скудную помощь друзей. Мандельштам ждал расстрела: неожиданная мягкость приговора вызвала в нем душевное смятение, вылившееся в ряд стихов с открытым принятием советской действительности и с готовностью на жертвенную смерть («Стансы» 1935 и 1937, так называемая «ода» Сталину 1937 и др.); впрочем, многие исследователи видят в них лишь самопринуждение или «эзопов язык».

Центральное произведение воронежских лет «Стихи о неизвестном солдате», самое темное из сочинений Мандельштама, с апокалиптической картиной революционной (?) войны за выживание человечества и его мирового разума. Мандельштам то надеялся, что «ода» спасет его, то говорил, что «это была болезнь», и хотел ее уничтожить. После Воронежа он живет год в окрестностях Москвы, «как в страшном сне» (А. Ахматова). В мае 1938 его арестовывают вторично «за контрреволюционную деятельность» и направляют на Колыму. Он умер в пересыльном лагере, в состоянии, близком к сумасшествию, по официальному заключению от паралича сердца. Имя его оставалось в СССР под запретом около 20 лет.

Спасибо за внимание! Презентацию подготовили: Митник Н. Богомякова Т.