Европейское Просвещение - вполне конкретный комплекс идей, породивший определенную систему культуры. Здесь уже можно вести речь об изменениях в сознании огромной массы людей. Они, по словам Канта, вышли " из состояния своего несовершеннолетия " и были захвачены потоком новых идей, что привело к рождению нового типа культуры.
Литература и искусство в эпоху просвещения
Литература XVIII века, вдохновленная идеями Просвещения, представляет собой замечательное явление. Писатели Просвещения обогатили классическую эстетику идеалом " естественного человека ", который руководствуется влечением сердца и нормами природы, а не предрассудками, господствующими в обществе.
Раньше всего просветительские веяния дали себя почувствовать в английской литературе. Англия выдвинула в ту пору целую плеяду прозаиков, во многом и создавших роман как ведущий жанр литературы.
Принципами французской просветительской литературы, были, определенные Вольтером. " Разум и наука ".
В идеологической борьбе французского Просвещения искусство занимало столь значительное место, что возникло новое направление - художественная критика, которая связана с именем Дидро, философа, писателя реалиста.
Процесс становления и развития литературы немецкого Просвещения был исключительно сложным. Это объяснялось экономической отсталостью и политической раздробленностью страны. Несмотря на это, именно в Х VIII веке была создана немецкая национальная литература, представленная ее родоначальником, выдающимся теоретиком искусства, писателем реалистом Э. Лессингом е г. гИ. Гете и Ф. Шиллером. И. Гете - великий национальный поэт, пламенный патриот, воспитатель своего народа в духе гуманизма и безграничной веры в лучшее будущее на земле. Творчество Ф. Шиллера выражало идеи общественного протест против несправедливых общественных отношений.
Театр в эпоху просвещения
Европейский театр В течение XVIII в европейский театр прожил большую и сложную жизнь. Эстетические нормы, считавшиеся абсолюты ми, потеряли за это время свое былое значение. Мнения и вкусы в течение века находились в неустанном противоборстве, зрительные залы не раз превращались в арену общественных столкновений. Авторы выступали политическими противниками, которые впервые узнавали, что в их искусстве тоже может существовать ожесточенная борьба - Театр как вид искусств не сохраняется в таких вещественных памятниках :, как живопись и скульптура, как произведения литературы и музыки. Но история театра рассказывает о великих актерах прошлого, как они играли, какие чаяния современников воплотили в своей игре, на какие запросы времени откликнулись.
Театр в Германии К концу века театр стал подлинным катализатором национальных чувств. Здесь продолжает существовать народный театр бродячих актёров, а также Театр иезуитской драмы, которая ставилась в школах и исполнялась на латыни. В начале 18 века традиций национального театра в Германии не было, Все постановки подражали французскому театру. Огромная заслуга в формировании традиций национального театра принадлежит Г. Лессингу.
В Германии 18 века существовало два придворных театра, которые сыграли важную роль в развитии драмы и позднее превратили Германию в крупную театральную державу. ПРИДВОРНЫЙ И НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕАТР МАНГЕЙМА ПИСАТЕЛЬ ТРУППЫ - ШИЛЛЕР ПРИДВОРНЫЙ ТЕАТР В ВЕЙМАРЕ РУКОВОДИТЕЛЬ - ГЁТЕ
Шиллер Фридрих ( ) - немецкий поэт, философ, просветитель, испытавший на себе огромное влияние идей республиканской Франции. Драматические произведения Ш. - " Разбойники ", « Мария Стюарт ", " Коварство и любовь " - были пронизаны духом антимонархизма и роднят его с самыми радикальными французскими просветителями. Не случайно в 1792 Национальное собрание Франции присвоило Ш. звание почетного гражданина республики. « Когда справедливость слепнет, подкупленная золотом, и молчит на службе у порока, когда злодеяния сильных мира сего издеваются над её бессилием и страх связывает десницу властей, театр берёт в свои руки меч и весы и привлекает порок к суровому суду.» Шиллер
Театр в Англии Английский театр 18 века больше волновали доходы, чем философские проблемы. А доходы театра зависели от его соответствия вкусам зрителей, то есть буржуазии и её морали. Театр в Англии становится объектом борьбы за нравственность. В 1737 году парламент утверждает законодательный акт контроля над театральной жизнью, то есть все пьесы проходили цензуру. Выступая в традициях английского классического стиля, английские актёры вместе с тем искали новые формы, соединяя в представлении народную комедию и политическую сатиру, драму, пантомиму, музыкальные номера.
РИЧАРД ШЕРИДАН ( ) Английский драматург, объектом насмешек которого оказалось дворянство, цепляющееся за свои привилегии. Его « Школа злословия », « Дуэнья » обличают лицемерие общества. В его творчестве завершился переход от комедии положений к комедии характеров.
Театр во Франции Французский театр, как и английский, исследовал природу общества. Он « рассматривался как нравственное учреждение » ( Шиллер ) в противовес популярным у аристократов карнавалам, костюмированным комедиям, балетам. Высокая трагедия и формализованный стиль игры больше не соответствуют чаяниям буржуазии. Изменяются стиль игры актёров, декорации становятся также более естественные, и со сцены удаляются зрители.
Спасибо за внимание.