Научить измерять различные физические величины: длину, ширину предметов прямоугольной формы, объем тела, массу, время, температуру.
Фронтальный опрос 1. Что такое физика? В чем состоит её главная задача? 2. Что изучает физика? Приведите примеры физических явлений? 3. Что в физике называют телами? Из чего они состоят? 4. Что означает термин «материя»? 5. Каковы источники наших знаний о явлениях природы? 6. Что такое наблюдение? 7. Что необходимо предпринять для того, чтобы получить научные знания об окружающем нас мире? 8. Где применяются знания о механических (тепловых и др.) явлениях, строении вещества?
МЕТОДЫ ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙТЕОРЕТИЧЕСКИЙ наблюдения опыты измерения гипотезы идеи моделирование Характеристики тел или процессов, которые могут быть измерены, называются физическими величинами. К физическим величинам относятся объем, масса, длина, время, скорость, температура, вес, площадь и т.д. Любая физическая величина измеряется в своих единицах. Обычно все физические величины измеряются в международной системе единиц (система СИ, что значит: система интернациональная).
Для того чтобы получить значения физических величин, надо научиться их измерять. Для измерения физических величин существуют физические приборы. Самыми простыми измерительными приборами являются рулетка, мензурка (измерительный цилиндр). Более сложными являются термометр, секундомер. Почти все измерительные приборы имеют шкалу. На ней нанесены при помощи штрихов деления и над соответствующими делениями – значения величины. Многие шкалы являются равномерными, т.е. расстояния между смежными делениями одинаковы. Но при помощи измерительного прибора мы не можем измерить значение физической величины точнее некоторого значения. Например, при помощи линейки, у которой между делениями 1 см и 2 см нанесено 10 равных делений, мы можем измерить длину с точностью до 1 мм. Эта величина называется ценой деления (Ц). Перед проведением измерений всегда определяют цену деления прибора. Для определения цены деления прибора необходимо взять два ближайших деления с числовым обозначением, из большего вычесть меньшее и разделить на число делений между ними. Определим Ц измерительной линейки, если фрагмент шкалы имеет вид: Ц = (8-4)/4 = 1 см
Задание 1: определение цены деления приборов. Определить цену деления измерительных приборов (секундомер, линейка, термометр), которые есть в кабинете физики. Задание 2: измерение длины, вычисление площади Класс делится на 2 группы. Группам выдается карточка-задание, например: найти площадь демонстрационного стола; найти площадь оконного стекла; найти площадь пола в классе; найти площадь двери. Ученики выполняют измерения и делают необходимые вычисления. Задание 3: измерение объемов тел. Теперь измерим объем прямоугольного параллелепипеда с помощью мензурки. Задание 4: измерение времени. Секундомером все выполняют хронометраж работы сердца. Ученики находят у себя пульс и подсчитывают число ударов за 10 секунд, умножают на 6 – получают количество ударов сердца в минуту. - А теперь встали, попрыгали! Снова подсчитывается число ударов сердца в минуту – оно изменилось, стало больше.
Задание 5: измерение массы тела. Любой предмет в природе можно охарактеризовать особой величиной, которая называется массой. В повседневной жизни мы часто сталкиваемся с ней. Например, когда заходим в магазин за продуктами или когда взвешиваемся в медицинском кабинете. Мы удивляемся легкости пушинки или внушительности слона. А как же люди измеряют массу? Для этой цели человек использует весы. Все их, конечно же, видели. Сейчас нам необходимо разобраться, как они работают, и попробовать самим измерить массу нескольких предметов. На стол каждой группе кладется карточка с правилами взвешивания. А сейчас давайте экспериментально определим массу некоторых тел. Порядок выполнения работы: 1. Уравновесьте весы (учитель объясняет, как это сделать) 2. Измерьте массу трех предметов и результаты запишите в тетради в виде таблицы: Задание 6: измерение температуры. Есть еще одна важная физическая величина – температура, измеряется прибором – термометром. Бывают самые разные термометры: медицинский термометр, родниковый термометр, уличный термометр. Каждая группа выполняет задания: определение температуры тела; определение температуры воздуха в классной комнате; определение температур холодной и горячей воды. опыта ПредметМасса предмета 1Ручка 2Яблоко 3Амперметр