Организация учебно- исследовательской деятельности школьников: обучение педагогов, работа с детьми Разагатова Н.А., заведующий лабораторией «Стандарты II поколения», к.п.н. МОУ ДПО (ПК) «Центр развития образования г.о. Самара», координатор городской межшкольной конференции «Первые шаги в науку».
Одна из важнейших задач общего образования - достижение такого уровня образованности учащихся, который был бы достаточен для самостоятельного творческого решения мировоззренческих и исследовательских проблем. Овладение исследовательскими умениями и навыками относится к сущностным характеристикам высокого уровня образованности современных школьников.
3 Основные направления инициативы «Наша новая школа» 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Развитие учительского потенциала 4. Изменение инфраструктуры школьной сети 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ
Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся – это творческий и управленческий процесс подготовки, методического и ресурсного обеспечения и проведения школьниками исследований и реализации их результатов.
Практика проведения со школьниками учебных исследований рассматривается как особое направление внеурочной деятельности, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательских умений, познавательной активности детей.
Стратегическая задача начальной школы: научить учиться, т.е сформировать универсальные учебные действия
монолог, диалог)
Учебно-исследовательские умения, формирующиеся в начальной школе в процессе занятий УИД Умения, связанные с познавательной деятельностью Умения, связанные с речевой и коммуникативной деятельностью Умения, связанные с креативной деятельностью Умения, связанные с организацией собственной деятельностью Выделять главное и второстепенное Высказывать суждение Видеть проблемуСформулировать цель (целеполагание) Давать определение понятиям Задавать вопросы по прочитанному тексту Выдвигать гипотезуНазвать этапы собственной деятельности, КлассифицироватьПользоваться словарями Придумать понятный значок для обозначения предмета (символотворчество) Планировать собственную деятельность СравниватьПисьменно ответить на поставленный вопрос Определить собственные успехи и недочеты (рефлексия, самооценка) Определять закономерности Наблюдать
Структура УИД младшего школьника и ее сопровождения научным руководителем (учителем), родителями Цели: Учителя: развитие мышления и познавательных способностей, формирование исследовательских умений. Ученика: получить ответ на интересующий вопрос, выступить с докладом на конференции. Родителей: помочь ребенку получить ответ на интересующий его вопрос, подготовиться к выступлению на конференции Предмет УИДСредства УИДПроцесс УИДРезультат УИД Учитель: учебно- исследовательская деятельность школьника, его личность Ученик: природная, социальная, техническая и культурная действительность Родители: личностные изменения ребенка в процессе занятий УИД. Учитель: научная литература, методики развития исследовательских умений Ученик: источники информации, наблюдение, посильный эксперимент Родители: источники информации по предмету детского исследования, технические средства Учитель: руководство исследованием, консультации родителей, организация специальных занятий Ученик: поэтапная работа над исследованием Родители: оказание помощи в сборе информации, в оформлении работы. Учитель: сформированные исследовательские умения, повышение качества обучения Ученик: открытие для себя лично значимых знаний Родители: личностные изменения ребенка, приобщение к совместной деятельности Субъекты: младший школьник, научный руководитель (учитель), родители
При проведении учебных исследований сообщить о результате своего поиска важно не столько тому, кому адресовано сообщение, сколько тому, кто рассказывает. Защита проекта должна быть публичной, с привлечением авторов других работ, экспертной комиссии, зрителей. В ходе защиты ребенок сталкивается с другими взглядами на проблему, учится убеждать других, отстаивая свою точку зрения.
Первые шаги в науку учащихся 1 – 4 классов Проводится с 2000 года Городская межшкольная конференция
Цель конференции: Оказание социально- педагогической поддержки интеллектуального развития учащихся младшего школьного возраста
Секции конференции: Естественно-научное направление: математика, физика, астрономия, информатика, химия, ботаника, зоология, человек и его здоровье, экология, психология, социология, экономика, география Гуманитарное направление: история Отечества, всеобщая история, искусствознание, культурология,диалог культур, краеведение, литературоведение, философия, русский, английский, немецкий, французский языки
Жюри конференции: В дни проведения конференции работают экспертные комиссии, в состав которых входят ведущие преподаватели вузов, доктора и кандидаты наук, опытные педагоги ОУ
Награждение Лучшие работы отмечаются в различных номинациях: «Глубина исследования», «Практическая направленность работы», «Оформление работы», «Риторическая и научная культура выступления», «Эрудиция автора», «Оригинальность и ценность познавательного материала», «Логика изложения материала». По итогам голосования гостей и участников присуждается «Приз зрительских симпатий».
«Качество системы образования не может быть выше уровня работающих в ней учителей» Роль хорошего учителя в системе образования больше, чем сумма всех других факторов, вместе взятых Доклад Мак Кинзи: «Уроки анализа лучших образовательных систем мира»
По данным анкетирования: 96% учащихся считает, что занятия исследовательской деятельностью помогают им в учебе и не являются лишней нагрузкой. 92% учащихся планируют продолжить занятия исследовательской деятельностью. 98% опрошенных родителей считают, что навыки исследовательской деятельности помогают в учебе и хотят, чтобы их дети продолжили занятия учебно- исследовательской деятельностью.