Тема урока: Введение в комбинаторику. Цель урока: 1) дать понятие комбинаторной задачи; 2) показать, что изучает и чем занимается комбинаторика. Автор: учительница математики Лебедева Л.И.
Эпиграф урока: « Число, место и комбинация – три взаимно перекрещивающиеся, но отличные сферы мышления, к которым можно отнести все математические идеи». Дж. Сильвестр Дж. Сильвестр
Задачи вводящие в комбинаторику. Задача 1. Дан квадрат 3х3. Распределить числа от 1 до 9 в клетках квадрата так, чтобы сумма чисел по вертикалям. Горизонталям и диагоналям равнялась бы 15. Задача 2. Три друга- Антон, Борис и Виктор – приобрели два билета на футбольный матч. Сколько существует различных вариантов посещения футбольного матча для троих друзей? Задача 3. Сколько различных трехзначных чисел можно составить из цифр 2, 3. 4 при условии, что а) цифры должны быть все различными; б) могут повторяться. Задача 4. Имеются помидоры (п), огурцы (о) и лук (л). Сколько различных салатов можно приготовить, если в каждый из них должны входить в равных долях 2 различных вида овощей? Записать все сочетания овощей в составленных салатах. Задача 5. Игра «Детская комбинаторика». Комбинаторика.
Что такое комбинаторика? Комбинаторика – это раздел математики, в котором изучаются вопросы о том, сколько различных комбинаций, подчиненных тем или иным условиям, можно составить из заданных объектов. Выбором объектов и расположением их в том или ином порядке приходится заниматься чуть ли не во всех областях человеческой деятельности, например конструктору, разрабатывающему новую модель механизма, ученому-агроному, планирующему распределение с/х культур на нескольких полях, химику, изучающему строение органических молекул, имеющих данный атомный состав. С комбинаторными задачами люди столкнулись в глубокой древности. В Древнем Китае увлекались составлением магических квадратов. В Древней Греции занимались теорией фигурных чисел. Комбинаторные задачи возникли и в связи с такими играми, как шашки, шахматы, домино, карты, кости и т.д. Комбинаторика становится наукой лишь в 18 в. – в период, когда возникла теория вероятности. После первых работ, выполненных в 16в. Итальянскими учеными Дж.Кардано, Н.Тартальей и Г.Галилеем, такие задачи изучали французские математики Б.паскаль и П.Ферма. Первым рассмотрел комбинаторику как самостоятельная ветвь науки немецкий философ и математик Г.Лейбниц, опубликовавший в 1666г. Работу «Об искусстве комбинаторики». Замечательные достижения в области комбинаторики принадлежат Л.Эймеру.
Фигурные числа. В древности для облегчения вычислений часто использовали камешки. При этом особое внимание уделялось числу камешков, которые можно было разложить в виде правильной фигуры. Так появились квадратные числа, сконструированы треугольные и пятиугольные числа. Квадратное число находится по формуле: Nкв.=п х п Треугольное число находится по формуле: Nтр.=п(п-1):2 Пятиугольные числа находятся по формуле: Nпят.=п+3п(п-1):2 Все составные числа древние математики представляли в виде прямоугольников.
Фигурные числа.
Квадратные числа
Магические и латинские квадраты.
1. Посчитать число однобуквенных слов русского языка; 2. Записать первые двенадцать квадратных чисел; 3. Записать первые десять треугольных чисел; 4. Составить латинский квадрат. Самостоятельная работа
Домашнее задание 1. Записать n- е по порядку кв. число, если: 1) n =20; 2) n =25 3) n =31; 2. Записать n- е по порядку треугольное число, если: 1) n=20; 2) n=33; 3) n=34; 3. Изобразить в древних традициях всеми возможными способами составное число: 1) 6; 2) 8; 3) 18; 4) 20; 4. Продолжить построение магического квадрата: