Мыследеятельностная дидактика : к проблеме процессуальной рефлексии образовательной деятельности Александр Попов, генеральный директор АНО « Открытое образование », главный научный сотрудник ФИРО МОН РФ
Классически дидактика состоит из семи частей : 1. Содержание образования 2. Принципы обучения 3. Процесс обучения 4. Методы обучения 5. Средства обучения 6. Формы обучения 7. Результаты обучения / экспертиза обучения / контроль
Предисловие - Доклад прошлого года был посвящен описанию антропов структур развития с позиции мыследеятельностного подхода, а также были введены семь дидактических принципов вытекающих из средств методологической эпистемологии. - Статья по материалам доклада опубликована в ежегоднике « Антропопраксис » том г. Гл. ред. Б. Д. Эльконин.
Принципы организации антропопрактик Средства методологической эпистемологии 1. Принцип пространственности (и онтологичности) - концепт мыследеятельности; -принцип множественности объектов мысли. 1. Принцип политетичности (и логичности) [13] - содержательно-генетическая логика. 1. Принцип нормативности (и топологичности; поля) - предмет как схема продуктивного действия; - схематизация. 1. Принцип объективации (и целеполагания) - «четвероякое содержание»: объект, действие – операции, знаки/языки, понятия; - «теория смыслообразования». 1. Принцип произвольности (и ситуативной неопределенностьи) - коммуникативная организация мышления; - схема совместной кооперированной деятельности; - ситуативный анализ 1. Принцип организованности (и рефлексивного управления) - ОРУ, ОДИ, агротехника; -самоопределение как смена структур социальной организации [8,c.66] 1. Принцип проблемной событийности (и задач насти) - проблематизация как онтологическая процедура; -стратегия социокультурного действия [18,c ]
- Следующим шагом в построении дидактики, с нашей точки зрения, должна быть процессуальная рефлексия соответствующих систем деятельности и описание процессуальной целостности такого типа образования.
Введение Анализ ситуации с точки зрения методологии технологических укладов и задач Открытого образования Картина волн Кондратьева Четвертый ТУ - ( ) – двигатель внутреннего сгорания, нефтехимия ; Пятый ТУ - ( ) – микроэлектроника ; Шестой ТУ - ( ) – биотехнологии, космическая техника, тонкая химия. I II III IV V 1785 г.1830 г.1880 г г.1980 г.2030 г. VI
В России происходит ситуация сжатия : ТУ 5 ТУ 6 ТУ Таким образом, за 30 лет необходимо было / будет сделать два технологических перехода.
Задача Открытого образования осуществить эти переходы На переходах возникают особые образовательные задачи – « протащить » ученика в другой технологический уклад, т. е. включить : – в базовую « техническую » технологию ; – в новые гуманитарные технологии ; – и иные технологии самоопределения
Примеры таких проектов : Федеральный проект модернизации системы дополнительного образования детей до 2020 г. Сеть школ и проектов Гильдии Открытого образования : ООО « Парки развития » Школа Сколково ( Чебоксары ) Открытый Университет – Школа Гуманитарного Образования Российская Компетентностная Олимпиада
Однако Опыт исследований, разработок и внедрений показывает – оформляет гипотезу о смене базового образовательного процесса в авангардных практиках. Переход осуществляется от процессов воспроизводства к процессам ( совместного ) конструирования социо - культурных объектов и соответствующих норм. Таким образом, актуализируется задача построения Новой Дидактики.
Процессуальное рассмотрение социо - культурных систем предусматривает ключевую категорию « процесс » по отношению к категориям « структура » и « материал ». В случае технических и биологических систем категориальная иерархия меняется и процесс, как правило, рассматривается как статическое представление через понятие организованность. Для построения дидактики постиндустриального образования / отрытого образования процессуальное описание является базовым в силу …. принципиальной смены содержания образования Основная часть
Таким образом, необходимо используя методологию процессуальной рефлексии ( и организации ) систем деятельности, выделить сегменты соответствующие предмету образовательной деятельности в данном подходе. Исходя из ряда работ ММК ( и прежде всего О. И. Генисаретского, Ю. В. Гущина, В. Я. Дубровского, В. М. Розина, Г. П. Щедровицкого ) возникло следующее обобщение.
Процессуальная организация систем деятельности с выделенными сегментами для образования Изменения ( предметный признак деятельности варьируется ) Ожидание ( предметный признак определяет, но не удерживает систему деятельности ) Наследств енность ( предметный признак приобретает временное постоянство ) Память ( актуальная приобретен ость предметного признака и его удержан юность ) Каузальный Генетический Телеологический Остаточный неопределенный Тип предметного содержания процесса ( пространство ) Тип предметной определенность и процесса ( время )
Заштрихованные пересечения отвечают процессуальным фрагментам ( или сменяющимся процессам ) образовательной деятельности, а конкретно ( по горизонтали ) таким признакам как : - открытой задач насти ; - проблематизации ; - целеполаганию ; - самоопределению.
Дальнейшая задача заключается в описании этих процессуальных сегментов, не только как « структурных » « организованностей », но и как социо - культурных систем, например, как пространственно - предметно - временных последовательностей. Конечно, в этом докладе данная задача не решена, но надеюсь для конструирования Новой Дидактики поставлена. Спасибо !