Германо-Российский социальный форум Международный научно-практический конгресс «Вызов: Инклюзия!» ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГА К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ ИПИО МГППУ, С.В.Алёхина,
Учитель – золотое сечение инклюзии 1.Инклюзия ещё не стала проблемой учителя. 2.Образовательная инклюзия рождается в классе и только тогда становится культурой школы. 3.Учитель инклюзивного образования – это обычный учитель (общий педагог), умеющий учить разных детей и учиться сам.
«Успех реализации инклюзии напрямую зависит от положительного отношения к ней учителей..»
Готов ли учитель? эмоциональное принятие детей с различными типами нарушений в развитии (принятие - отторжение), мотивационные установки, нравственные принципы, ценностно – смысловые установки восприятия «другого», личностная готовность, воплощённая в личностных установках на ученика, внутренняя детерминация активности личности педагога. Психологическая готовность информационная готовность; владение педагогическими технологиями; знание основ психологии и коррекционной педагогики; готовность педагогов моделировать урок использовать вариативность в процессе обучения; знание индивидуальных особенностей детей готовность к профессиональному взаимодействию и обучению. Профессиональная готовность
Сказанное и нет… Профессионально «Это не моя профессия!» «Какой аттестат будем давать ?» «Моя задача - дать программу!» «Что делать с учеником, который мешает вести урок?» « Не забывайте, что он у меня не один» Психологически «Что мне за это будет?» «Зачем мне его учить?» «А двойку такому ребенку можно ставить?» Мне страшно… Я боюсь ошибиться…
Связи как ресурс: от выгорания к взаимодействию
Профессиональная позиция: динамика включения от формальной позиции пассивного игнорирования или вынужденного включения до активного выражения личностного отношения к процессам инклюзии в образовании К постепенной дифференциации своих профессиональных и личностных трудностей и возможностей
5 вместо 15: или ОБРАЗование учителя 1 Идея инклюзии должна быть осознана учителем 2 Формирование профессионального мышления массового учителя 3 Культура учебного взаимодействия 4 Коммуникация взамен трансляции 5 Ролевой диапозон учителя 6 Учитель – носитель культурных образцов
Публикации по теме: 1.Инклюзивное образование и психологическая готовность педагога. Вестник МГПУ, 4, Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании. Психологическая наука и образование, 1, Сравнительный анализ профессиональной позиции учителя в разных формах обучения. Психологическая наука и образование, 3, Готовность воспитателей к инклюзии. Начальное образование, 2,