Подготовила социальный педагог МОУ СОШ 12 Коваленко Марина Георгиевна
Одной из разновидностей агрессивного поведения является аутоагрессия, которая проявляется в демонстративных суицидальных попытках и истинном суициде. А. Н. Абрамов считает, что суицидальное поведение, т. е. весь комплекс мыслей, намерений и действий, которые связаны с суицидом, есть следствие социально - психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта.
Ситуация конфликта приводит к суицидальным действиям при наличии трех факторов : социокультурных особенностей личности, таких как личностная тревожность, негативного восприятия окружающего, отсутствия осознанного стремления к жизни ; неблагоприятного социального окружения.
Все это усугубляет криминальные явления самого подростково - юношеского возраста, на долю которого приходится большая часть самоубийств несовершеннолетних. Под социокультурными особенностями воспитания подразумевается культура страны, ее обычаи, традиции, законы, уровень экономического развития и т. д. Эти и другие условия воздействуют на личность подростка и во многом предопределяют его представления о жизни и смерти.
1. Взаимоотношения с родителям, степень понимания своих детей, сопереживания, нормативность отношений. 2. Проблемы в школе, связанные с личностью учителя и его социометрическим статусом в классе и личностным отношением к успеваемости и факторам жизненных перспектив. 3. Взаимоотношения со сверстниками, друзьями представителями противоположного пола.
Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства подростки и эксперты - психологи указывают различные способы влияния на других людей : " дать понять человеку в каком ты отчаянии " - 40% случаев ; " заставить пожалеть о плохом отношении " - 30% случаев ; " показать, как ты любишь другого " или выяснить, " любят ли тебя " - 25% и, наконец, 18% случаев - это " призыв, крик о помощи ".
Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании, снятии аффективного напряжения, ухода, выключения из тяжелой жизненной ситуации.
- наличие пресуицидального периода ; - продолжительность конфликтной ситуации ; - психологический дискомфорт ; - незащищенность, психологическое одиночество ; - нарушение психологии жизненной среды ; - ощущение субъективной невыносимости существования в сложившихся условиях ; - отсутствие желания жить.
В суицидальных ситуациях люди нередко испытывают облегчение в последующий период. Они могут по - новому взглянуть на психотравмирующую ситуацию. Тем не менее такие попытки могут закончиться трагически в силу необратимости смерти. В истинном суициде психотравмирующая ситуация носит тяжелый и затяжной характер. Человек осуществляет многочисленные бесплодные попытки справиться с ситуацией основной смысл его последнего действия - уход, отказ от борьбы, псевдо разрешений проблемы.
- снятие психологического напряжения в психотравмирующих ситуациях ; - уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности ; - формирование компенсаторных механизмов поведения ; - формирование адекватного отношения к жизни и смерти.
Известно, что всякая агрессия - внутренняя или внешняя - является признаком кризиса. Психологу необходимо быть информированным о важнейших кризисным ситуациям детей и подростков, уметь выявлять их, оказывать своевременную помощь в разрешении.
В. Г. Балакирев и Л. Додсон (1996) разработали эффективную методику психологической помощи детям и подросткам в кризисных ситуациях. Методика состоит из констатирующей и психокоррекционной части. Констатирующая часть включает три встречи сессии с группами или классами.
" Типы кризисных ситуаций ", " Содержание и выражение переживаний в кризисных ситуациях » " Способы преодоления кризисных ситуаций ".
1. Групповое обсуждение предложенной психологом темы. 2. Выполнение индивидуальных творческих заданий. 3. Обмен впечатлениями и обсуждение в группе.
При анализе материала констатирующей части выявлены возрастные различия в типах кризисных ситуаций. У восьмилетних детей они связаны со сверстниками 41%, родителями - 25%, братьями и сестрами - 15%, учителями - 5%. У двенадцатилетних наибольшее количество отрицательных переживаний приходится на отношение с родителями - 30%, темой животных - 30%, учителем - 15%.
Коррекционная работа представляет собой две сессии, построенные в форме " Я - сообщений " с использованием элементов психосинтеза и психодрамы. Детям предлагается проигрывание их конфликтных ситуаций, в ходе которого с помощью участников группы " оживляются " их чувства.
- кризисы развития ; - кризисы отношений ; - кризисы состояния души ; - кризисы утрат ; - кризисы смысла жизни ; - психические кризисы ; - морально - этические кризисы
Работая с подростками в кризисных ситуациях, психолог может применять различные техники : ментального переживания, внутреннего диалога ; Самоосвобождения и другие. В психологической практике в таких случаях используется кризисная интервенция, которая может проводиться в форме кризисной психотерапии, кризисного консультирования и " телефона доверия ".
При диагностике суицидального поведения подростков можно применять комплекс методик, адаптированных М. В. Горской (1994), опросник " Самооценка психических состояний личности " и " метод неоконченных предложений ".
Опросник Г. Айзенка включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии, ригидности.