Подготовила социальный педагог МОУ СОШ 12 Коваленко Марина Георгиевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профилактика суицидов подростков. 1. Социокультурные особенности личности: - личностная тревожность; - фрустрационная толерантность. 2. Негативное восприятие.
Advertisements

Профилактика суицидального риска среди несовершеннолетних Семинар на тему:
Профилактика суицидов. Семинар – практикум для педагогов Подготовили: Кочетова И.И. директор, психолог ЦПМСС; Гарипова И.В. социальный педагог ЦПМСС.
Тема круглого стола: Профилактика суицидального поведения.
Профилактика кризисных состояний обучающихся образовательных учреждений.
Психологический анализ дезадаптивного поведения в подростковом возрасте Руководитель: ст. преподаватель Громко Николай Иванович.
Профилактическая работа по предотвращению суицида среди несовершеннолетних.
МОУ СОШ 81 Социально – педагогическая работа с детьми девиантного поведения в школе. Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель Г. Гегель.
«Психология делового общения» Элективный курс: МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1» г. Бийск 2009.
Профилактика суицидального поведения детей и подростков педагог-психолог МБОУ ЦДиК г.Узловая Чунихин Ю.А.
ГОБУ «Боровичский ЦППМС» Роль социального педагога в профилактике эмоционального неблагополучия и суицидальных намерений у обучающихся. Мир, вероятно,
Вебинар «Оказания психологической помощи несовершеннолетним с суицидальным поведением» Ведущая: психолог Краевого центра семь и детей Овсиенко Олеся Владимировна.
Социально-психологические аспекты профилактики суицидального поведения среди несовершеннолетних.
Подготовила педагог-психолог БОУСОШ 2 Пахомова Ольга Николаевна Профилактика суицидального поведения в условиях образовательного учреждения.
Общие положения 1.1. Социально-психологическая служба (далее СПС) – является структурным подразделением школы; СПС в своей работе руководствуется: конституцией.
Социально – педагогическая работа с детьми девиантного поведения в школе. Человек есть не что иное, как ряд его поступков. Г. Гегель Г. Гегель. Человек.
Педагогический совет МБОУ СОШ 4 Тема: Развитие этических чувств, доброжелательности, эмоционально- нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание.
М.Г.Перцель. Рост заболеваемости обеспечен ростом её среди подростков.
Создание здоровьесберегающей среды в ДОУ, направленной на формирование конструктивных механизмов психологической защиты у детей дошкольного возраста Винтаева.
Транксрипт:

Подготовила социальный педагог МОУ СОШ 12 Коваленко Марина Георгиевна

Одной из разновидностей агрессивного поведения является аутоагрессия, которая проявляется в демонстративных суицидальных попытках и истинном суициде. А. Н. Абрамов считает, что суицидальное поведение, т. е. весь комплекс мыслей, намерений и действий, которые связаны с суицидом, есть следствие социально - психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта.

Ситуация конфликта приводит к суицидальным действиям при наличии трех факторов : социокультурных особенностей личности, таких как личностная тревожность, негативного восприятия окружающего, отсутствия осознанного стремления к жизни ; неблагоприятного социального окружения.

Все это усугубляет криминальные явления самого подростково - юношеского возраста, на долю которого приходится большая часть самоубийств несовершеннолетних. Под социокультурными особенностями воспитания подразумевается культура страны, ее обычаи, традиции, законы, уровень экономического развития и т. д. Эти и другие условия воздействуют на личность подростка и во многом предопределяют его представления о жизни и смерти.

1. Взаимоотношения с родителям, степень понимания своих детей, сопереживания, нормативность отношений. 2. Проблемы в школе, связанные с личностью учителя и его социометрическим статусом в классе и личностным отношением к успеваемости и факторам жизненных перспектив. 3. Взаимоотношения со сверстниками, друзьями представителями противоположного пола.

Среди мотивов, объясняющих попытки самоубийства подростки и эксперты - психологи указывают различные способы влияния на других людей : " дать понять человеку в каком ты отчаянии " - 40% случаев ; " заставить пожалеть о плохом отношении " - 30% случаев ; " показать, как ты любишь другого " или выяснить, " любят ли тебя " - 25% и, наконец, 18% случаев - это " призыв, крик о помощи ".

Психологический смысл суицида чаще всего заключается в отреагировании, снятии аффективного напряжения, ухода, выключения из тяжелой жизненной ситуации.

- наличие пресуицидального периода ; - продолжительность конфликтной ситуации ; - психологический дискомфорт ; - незащищенность, психологическое одиночество ; - нарушение психологии жизненной среды ; - ощущение субъективной невыносимости существования в сложившихся условиях ; - отсутствие желания жить.

В суицидальных ситуациях люди нередко испытывают облегчение в последующий период. Они могут по - новому взглянуть на психотравмирующую ситуацию. Тем не менее такие попытки могут закончиться трагически в силу необратимости смерти. В истинном суициде психотравмирующая ситуация носит тяжелый и затяжной характер. Человек осуществляет многочисленные бесплодные попытки справиться с ситуацией основной смысл его последнего действия - уход, отказ от борьбы, псевдо разрешений проблемы.

- снятие психологического напряжения в психотравмирующих ситуациях ; - уменьшение эмоциональной зависимости и ригидности ; - формирование компенсаторных механизмов поведения ; - формирование адекватного отношения к жизни и смерти.

Известно, что всякая агрессия - внутренняя или внешняя - является признаком кризиса. Психологу необходимо быть информированным о важнейших кризисным ситуациям детей и подростков, уметь выявлять их, оказывать своевременную помощь в разрешении.

В. Г. Балакирев и Л. Додсон (1996) разработали эффективную методику психологической помощи детям и подросткам в кризисных ситуациях. Методика состоит из констатирующей и психокоррекционной части. Констатирующая часть включает три встречи сессии с группами или классами.

" Типы кризисных ситуаций ", " Содержание и выражение переживаний в кризисных ситуациях » " Способы преодоления кризисных ситуаций ".

1. Групповое обсуждение предложенной психологом темы. 2. Выполнение индивидуальных творческих заданий. 3. Обмен впечатлениями и обсуждение в группе.

При анализе материала констатирующей части выявлены возрастные различия в типах кризисных ситуаций. У восьмилетних детей они связаны со сверстниками 41%, родителями - 25%, братьями и сестрами - 15%, учителями - 5%. У двенадцатилетних наибольшее количество отрицательных переживаний приходится на отношение с родителями - 30%, темой животных - 30%, учителем - 15%.

Коррекционная работа представляет собой две сессии, построенные в форме " Я - сообщений " с использованием элементов психосинтеза и психодрамы. Детям предлагается проигрывание их конфликтных ситуаций, в ходе которого с помощью участников группы " оживляются " их чувства.

- кризисы развития ; - кризисы отношений ; - кризисы состояния души ; - кризисы утрат ; - кризисы смысла жизни ; - психические кризисы ; - морально - этические кризисы

Работая с подростками в кризисных ситуациях, психолог может применять различные техники : ментального переживания, внутреннего диалога ; Самоосвобождения и другие. В психологической практике в таких случаях используется кризисная интервенция, которая может проводиться в форме кризисной психотерапии, кризисного консультирования и " телефона доверия ".

При диагностике суицидального поведения подростков можно применять комплекс методик, адаптированных М. В. Горской (1994), опросник " Самооценка психических состояний личности " и " метод неоконченных предложений ".

Опросник Г. Айзенка включает описание различных психических состояний, наличие которых у себя испытуемый должен подтвердить или опровергнуть. Опросник дает возможность определить уровень тревожности, фрустрации, агрессии, ригидности.