Тема 5 Трудовые ресурсы связи и их использование
Вопросы (лекция 2) 5.3. Методика определения оптимальной численности работников организаций связи 5.4. Сущность и показатели производительности труда 5.5. Резервы роста производительности труда
5.3. Методика определения оптимальной численности работников организаций связи
минимально необходимое, но достаточное Для эффективной работы в условиях рыночной экономики каждая организация связи должна иметь минимально необходимое, но достаточное число работников соответствующих специальностей и квалификации. ВАЖНО !
Численность персонала зависит от: объема поступающей нагрузки, количества и сложности обслуживаемого оборудования, применяемых норм и нормативов по труду, нормативных законодательных актов, регламентирующих трудовую деятельность.
Рабочие по обработке обмена и обслуживанию абонентов
q мес i - среднемесячный обмен i-го вида, ед.; Н в i – часовая норма выработки на операции, ед./час. на человека; Ф рв – фонд рабочего времени за месяц, часов ( ̴ 166); К отп – коэффициент, учитывающий резерв на подмену в отпусках (1,08 при 28-дневном отпуске).
Работники по эксплуатационно- техническому обслуживанию оборудования и сооружений связи
N i – среднее число технических средств (устройств) i-го вида, подлежащих обслуживанию, ед.; Н вр i – норма времени в чел.-час. на обслуживание единицы i-го вида оборудования за месяц.
Численность специалистов, непосредственно занятых обслуживанием средств связи Типовые штаты, которые характеризуют требуемое число работников соответствующей специальности и квалификации для обслуживания типового, наиболее часто встречающегося оборудования.
Численность административно- управленческого персонала Штатные нормативы, которые устанавливают зависимость между числом работников данной группы и мощностью предприятия, его организационно-производственной структурой, численностью занятых на производстве и другими показателями.
Среднегодовая численность персонала Определяется исходя из наличия сотрудников на начало года, с учетом прироста и выбытия в течение года:
В соответствии с законодательством организации связи имеют право самостоятельно разрабатывать и применять нормы и нормативы по труду для расчета численности персонала, руководствуясь при этом необходимостью экономии трудовых ресурсов и повышения эффективности производства ВАЖНО !
5.4. Сущность и показатели производительности труда
Производительность труда является основным показателем использования трудовых ресурсов и одним из важнейших показателей эффективности производственной деятельности организаций связи. ВАЖНО !
Производительность труда характеризует объем услуг в натуральном или денежном измерении, который производится одним работником за единицу времени (час, смену, год).
Рост производительности труда ведет к экономии трудовых ресурсов, сокращению затрат на заработную плату и общих затрат на производство, что в конечном итоге способствует росту прибыли и рентабельности, т.е. повышению эффективности деятельности организаций связи.
Натуральный измеритель используется для определения производительности труда на отдельных рабочих местах или в цехах и на участках, создающих сходные по своей физической сущности услуги
Денежный измеритель позволяет оценить эффективность применения трудовых ресурсов в различных подотраслях и организациях связи, производящих услуги различных видов.
Производительность труда
Показатели роста и прироста производительности труда
Прирост доходов, полученный за счет роста производительности труда
Доля доходов, полученная за счет роста производительности труда
Условная экономия штата в результате роста производительности труда
темп роста производительности труда опережал темп роста средней заработной платы. Для успешной деятельности организаций связи необходимо, чтобы темп роста производительности труда опережал темп роста средней заработной платы. ВАЖНО !
5.5. Резервы роста производительности труда
Производительность труда непосредственно зависит от объема создаваемых услуг и численности работников, занятых при их производстве. Все факторы, определяющие темпы изменения производительности труда связаны с изысканием резервов по этим двум направлениям. ВАЖНО !
Факторы (резервы) повышения производительности труда 1. Технико-технологические 2. Организационные
Технико-технологические факторы механизация и автоматизация производственных процессов на основе более прогрессивной техники и технологии; реконструкция и модернизация действующих средств связи; компьютеризация производственных процессов по передаче сообщений.
Организационные факторы разработка и внедрение рациональных форм разделения и кооперации труда на основе анализа трудовых процессов с учетом достижений техники и технологии производства;
Организационные факторы улучшение организации подбора, подготовки и повышения квалификации кадров; совершенствование организации и обслуживания рабочих мест, их рациональная планировка и оснащение;
Организационные факторы рационализация трудового процесса, внедрение передовых приемов и методов труда; совершенствование нормирования труда; улучшение условий труда - механизация и автоматизация физически тяжелого и монотонного труда;
Организационные факторы внедрение рациональных форм и методов материального и морального стимулирования.