Изучение окислительно- восстановительных реакций в рамках проектной деятельности школьников ГБОУ гимназия 1587 Иванова Т.Ю.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Азот. Соединения азота.. Азот образует с водородом несколько прочных соединений, из которых важнейшим является аммиак. Электронная формула молекулы аммиака.
Advertisements

Изучение условий протекания химических реакций между растворами электролитов до конца. 14x385 «АКТИНОИДЫ»
Веселые химички. Тема творческого задания: Изучение условий протекания химических реакций между растворами электролитов до конца.
Химические реакции– химические процессы, в результате Химические реакции – химические процессы, в результате которых из одних веществ образуются другие.
Феоктистова Татьяна Ивановна Учитель химии ГБОУ ЦО 2051 г. Москвы.
ГИА по химии Блок В и С Версии 2010 и В 1-4 В1 – В4 Задания В1 – В4 считаются выполненными верно, если в каждом из них правильно указана последовательность.
Окислительно – восстановительные реакции. Окислительно – восстановительные реакции- это реакции, протекающие с изменением степеней окисления атомов химических.
Окислительно- восстановительные реакции. План Терминология Классификация ОВР Наиболее распространенные окислители Наиболее распространенные восстановители.
Серная кислота Строение.Получение.Свойства. Применение Применение. Выполнила: Сараева Т.П. Учитель химии в гимназии 6 г.Мурманска.
Конкретизировать общие знания о свойствах кислот в сфере ТЭД на примере разбавленной серной кислоты и знания об ОВР на примере концентрированной серной.
ГИДРОКСИДЫ И КИСЛОТЫ ТЕСТ ЕГЭ ПО ХИМИИ Тест по основным вопросам темы: характерные химические свойства оснований, и амфотерных гидроксидов; характерные.
Окислительно- восстановительные реакции. Основные правила определения степени окисления (СО) 1. СО атомов в простых веществах равна 0: Mg, S, H 2, N 2.
В заданиях ЕГЭ в качестве окислителей используют KMnO 4, K 2 Cr 2 O 7, H 2 O 2. В заданиях ЕГЭ в качестве окислителей используют KMnO 4, K 2 Cr 2 O 7,
Окислительно-восстановительные реакции в школьном курсе химии Березкин П.Н. Красноткацкая СОШ 2008 г.
Химические реакции– химические процессы, в результате которых из одних веществ образуются другие отличающиеся от них по составу и (или) строению. Химические.
Оглавление: 1. ВВЕДЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ХИМИЧЕСКИХ РЕАКЦИЙ: По числу и составу реагирующих веществ По числу и составу реагирующих веществ По.
Цель урока: Повторить и обобщить общие химические свойства металлов с учетом их положения в ЭХРНМ.
Сибирский Федеральный округ МОУ СОШ 47 Барабинского района Новосибирской области Томилова Н.В. Учебная презентация к уроку химии, 8 класс Разработала учитель.
Консультация экспертов ЕГЭ по химии 2012 год С1 Cr 2 (SO 4 ) 3 + Br 2 + NaOH = = Na 2 CrO 4 + NaBr + Na 2 SO 4 + H 2 O = Na 2 CrO 4 + NaBr + Na 2 SO.
Соединения АЗОТА Материал для повторения и подготовки к ГИА Учитель химии МОУ «Гимназия 1»г. Саратова Шишкина И.Ю.
Транксрипт:

Изучение окислительно- восстановительных реакций в рамках проектной деятельности школьников ГБОУ гимназия 1587 Иванова Т.Ю

Химии никоим образом научиться не возможно, не видав самой практики и не принимаясь за химические операции. М.В.Ломоносов Скажи мне –и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне сделать самому и я научусь. (китайская пословица)

Особенности проектной деятельности в языковой гимназии. Наличие межшкольного научного общества. Высокий интеллектуальный уровень гимназистов. Факторы, способствующие занятию проектной деятельностью. Отсутствие хорошей материально-технической базы в школе. Факторы, затрудняющие занятие проектной деятельностью. Поддерживает состояние «Ух ты!» и вызывает интерес к предмету. Позволяет закрепить знания на практике. Это важно при подготовке к экзаменам. Дает возможность закрепить экспериментальные умения. Работа над проектом по химии позволяет:

В.Я. Вивюрский источник : газета "Химия" г. Классификация экспериментальных умений по форме деятельности. [ссылка]

Формируются во время урока. Умения:Деятельность: 1. Организационные Планирование эксперимента Подбор реактивов и оборудования Рациональное использование времени, средств, методов Содержание рабочего места в чистоте и порядке Самостоятельность 2. Технические Соблюдение техники безопасности Работа с оборудованием и реактивами Сборка приборов из готовых узлов Измерительные навыки Обработка результатов наблюдений

Умения:Деятельность: 3. Интеллектуальные Выдвижение гипотезы Постановка целей и задач Применение теоретических знаний Описание явлений и процессов Анализ результатов эксперимента 4. Конструкторские Усовершенствование приборов и установок Изготовление приборов и оборудования Графическое оформление работы: составление графиков, таблиц, схем. Формируются во время работы над проектом.

Актуальность экспериментальной работы по изучению ОВР Актуализация знаний при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Выполнение практикума, позволяющего увидеть и запомнить продукты химической реакции и протекающие процессы.

Задачи: Проанализировать вопросы ЕГЭ с целью получения представления об уровне требований к знаниям по теме «Окислительно- восстановительные реакции». Изучить литературные источники, подобрать лабораторные опыты и составить лабораторный практикум по теме: «Экспериментальное изучение окислительно-восстановительных реакций». Провести химические реакции, демонстрирующие химические свойства окислителей: перманганата калия, бихромата калия, концентрированной и разбавленной азотной кислоты восстановителя:сульфида натрия.Экспериментально изучить окислительно-восстановительные свойства перекиси водорода. С помощью прибора для проведения химических реакций получить вещества: хлор, сероводород, оксид азота (IV) и изучить их окислительно- восстановительные свойства. Провести практическое занятие по подготовке к ЕГЭ по химии с учениками гимназии по теме: «Экспериментальное изучение окислительно-восстановительных реакций».

Изучение ОВР на практике. 1. Получение хлора и изучение его свойств 2. Получение сероводорода и изучение его свойств 3. Получение диоксида азота и изучение его свойств 4. Изучение восстановительных свойств сульфида натрия 5. Изучение окислительных свойств перманганата калия 5.1. Реакции с металлами 5.2. Окисление белого фосфора 5.3. Взаимодействие сложных веществ с подкисленным раствором перманганата калия 5.3. Взаимодействие сложных веществ с подкисленным раствором перманганата калия 6. Изучение окислительных свойств азотной кислоты 7. Изучения окислительно-восстановительных свойств перекиси водорода 7. Изучения окислительно-восстановительных свойств перекиси водорода Вывод

Экспериментальная часть

Свойства хлора. Уравнения химических реакций Наблюдения В колбе-реакторе: 2KMnO HCl 2KCl + 2MnCl 2 + 5Cl 2 +8H 2 O Выделение зеленого газа - хлора 2KI + Cl 2 2KCl + I 2 Реакция проводилась в присутствии раствора крахмального клейстера. Изменение цвета на синий. 2KBr + Cl 2 2KCl + Br 2 Изменение цвета на бурый. К 2 SO 3 + Cl 2 + 2КОН 2КCl + K 2 SO 4 + H 2 O Na 2 SO 4 + BaCl 2 BaSO 4 + 2NaCl Доказали наличие сульфат-ионов по белому осадку с хлоридом бария. Белый осадок BaSO 4 Na 2 S + Cl 2 2NaCl + S Желтоватый, мутный осадок – коллоидная сера

Свойства сероводорода Уравнения химических реакций Наблюдения В колбе-реакторе: Na 2 S + 2HCl H 2 S + 2NaCl Выделение газа, пробулькивание его через растворы, находящиеся в склянках. 4H 2 S + 8KMnO 4 4H 2 O + 8MnO 2 + 3K 2 SO 4 + K 2 S Образование осадка бурого цвета, с последующим обесцвечивание раствора. 5H 2 S + 8KMnO 4 + 7H 2 S0 4 4K 2 SO 4 + 8MnSO 4 +12H 2 O Обесцвечивание раствора перманганата калия H 2 S + 8KMnO KOH. 8K 2 MnO 4 + K 2 SO H 2 O Раствор приобретает синюю окраску, впоследствии обесцвечивается. 3H 2 S + 4K 2 Cr 2 O H 2 O 8Cr(OH) K 2 SO 4 + 2KOH Образование серо-зеленого осадка – гидроксида Cr(III). 3H 2 S + 4K 2 Cr 2 O H 2 S0 4 4Cr 2 (SO 4 ) 3 + 4K 2 SO H 2 O образование зеленого раствора, обусловленного наличием иона Cr 3+

12

Свойства диоксида азота Уравнения химических реакций Наблюдения В колбе-реакторе: 4HNO 3 + Cu Cu(NO 3 ) 2 + 2NO 2 +2H 2 0 Выделение бурого газа NO 2 3NO 2 + KMnO 4 + 2H 2 O 3HNO 3 + MnO 2 + KOH Образование осадка бурого цвета, с последующим обесцвечивание раствора. 10NO 2 + 2KMnO 4 + 3H 2 S H 2 O 10HNO 3 + 2MnSO 4 + K 2 SO 4 Обесцвечивание раствора перманганата калия. NO 2 + KMnO 4 + 2KOH K 2 MnO 4 + KNO 3 +H 2 O Синий раствор, обусловленный присутствием в растворе ионов манганата калия. 6NO 2 + K 2 Cr 2 O 7 +4KOH + H 2 O 6KNO 3 + 2Cr(OH) 3 Зеленый осадок – Cr(ОН) 3 6NO 2 + K 2 Cr 2 O 7 + 4H 2 SO 4 6HNO 3 + Cr 2 (SO 4 ) 3 +K 2 SO 4 + H 2 O Зеленый раствор, обусловленный наличием иона Cr 3+ 2NO 2 + 4Na 2 S + 4H 2 O 4S + N 2 + 8NaOH Выпал осадок – коллоидная сера Сосуд-приемник: 2NO 2 + 2KOH KNO 3 + KNO 2 + H 2 O Нейтрализация диоксида азота раствором щелочи, реакция диспропорционирования.

4. Изучение восстановительных свойств сульфида натрия. I 2 + H + K 2 Cr 2 O 7 + H + K 2 MnO 4 + H +

Свойства сульфида натрия Уравнение химической реакции. Наблюдения. Na 2 S + I 2 + H 2 SO 4 Na 2 SO 4 + S + 2HI Выпадение осадка серы, обесцвечивание раствора йода 3Na 2 S +K 2 Cr 2 O 7 + 7H 2 SO 4 K 2 SO 4 + Cr 2 (SO 4 ) 3 + 3Na 2 SO 4 + 3S + 7H 2 O Выпадение осадка серы, образование зеленого раствора, обусловленного наличием иона Cr 3+ 5Na 2 S + 2KMnO 4 + 8H 2 SO 4 K 2 SO 4 + 2MnSO 4 +8H 2 O + 5S + 5Na 2 SO 4 Выпадение осадка серы. Обесцвечивание раствора перманганата калия.

5. Изучение окислительных свойств перманганата калия 5.1 Реакции с металлами. Взаимодействие раствора перманганата калия с металлами в кислой среде. После взаимодействие раствора перманганата калия с металлами в кислой среде

Протекание реакции. 1 2

После протекания реакций. 1 2

Взаимодействие раствора перманганата калия с металлами в кислой среде. Уравнения химических реакций Наблюдения 5Mg + 2KMnO 4 +8H 2 SO 4 2MnSO 4 + 5MgSO 4 + K 2 SO 4 + 8H 2 O MgSO 4 + 2NaOH Mg(OH) 2 + Na 2 SO 4 Обесцвечивание раствора перманганата калия. Обнаружены катионы Mg 2+ с помощью качественной реакции с выпадением осадка Mg(OH) 2 5Zn + 2KMnO 4 +8H 2 SO 4 2MnSO 4 + 5ZnSO 4 + K 2 SO 4 + 8H 2 O ZnSO 4 + Na 2 S ZnS + Na 2 SO 4 Обесцвечивание раствора перманганата калия. Обнаружены катионы Zn 2+ с помощью качественной реакции с выпадением осадка ZnS 10Fe + 6KMnO H 2 SO 4 5Fe 2 (SO 4 ) 3 + 6MnSO 4 + 3K 2 SO H 2 O Обесцвечивание раствора перманганата калия. Cu + KMnO 4 + H 2 SO 4 Обесцвечивание раствора перманганата калия. Катионов меди нет.

5.2. Окисление неметалла- белого фосфора. Уравнения химической реакции Наблюдения P 4 + 4KMnO 4 + 6H 2 SO 4 4H 3 PO 4 +4MnSO 4 + 2K 2 SO 4 Обесцвечивание раствора перманганата калия. Образование фосфат иона. Нагревание фосфора После добавление к фосфору подкисленного раствора перманганата калия. 12

5.3. Взаимодействие сложных веществ с подкисленным раствором перманганата калия. Реактивы и оборудование Результат взаимодействие веществ с подкисленным раствором перманганата калия 1 2

1 2

Уравнения химической реакций и наблюдения в опыте взаимодействия веществ с подкисленным раствором перманганата калия. Уравнения химической реакции Наблюдения 10KI + 2KMnO 4 + 8H 2 SO 4 5I 2 + K 2 SO 4 + 2MnSO 4 + 8H 2 O + K 2 SO 4 Изменение цвета на желтый. Образование йодной воды. 10KBr + 2KMnO 4 + 8H 2 SO 4 5Br 2 + K 2 SO 4 + 2MnSO 4 + 8H 2 O Выпадение бурого осадка. Образование бромной воды. 5Na 2 S + 2KMnO 4 + 8H 2 SO 4 5S + 5Na 2 SO 4 + 2MnSO 4 + К 2 SO 4 + 8H 2 O Выпадение желтоватого осадка – коллоидной серы. 6KMnO 4 + 6NH 4 OH 6KOH + 6MnO 2 + 3N 2 Выпадение бурого осадка - MnO 2

6. Изучение окислительных свойств концентрированной и разбавленной азотной кислоты. Оборудования и реактивы в опыте изучения свойств разбавленной азотной кислоты Взаимодействие разбавленной азотной кислоты с металлами 1 2

1 2

Уравнения химических реакций и наблюдения в опыте взаимодействия металлов с разбавленной азотной кислотой. Уравнения химической реакции Наблюдения 4Mg+10HNO 3 (разб.)4Mg(NO 3 ) 2 +NH 4 NO 3 +3H 2 O Растворение Mg. Сильное разогревание раствора. 5Zn+12HNO 3 (разб.) 5Zn(NO 3 ) 2 +N 2 +6H 2 O Выделение бесцветного газа N 2. Fe + 4HNO 3 (разб.) Fe(NO 3 ) 3 + NO + 2H 2 O Выделение бесцветного газа NO. 3Cu + 8HNO 3 (разб.) 3Cu(NO 3 ) 2 + 2NO + 4H 2 O Выделение бесцветного газа NO.

Изучение окислительных свойств концентрированной азотной кислоты Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с металлами 1 2

Происходит выделение бурого газа во всех пробирках, кроме пробирки с медью.

Взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медью после нагревания. 12

Уравнения химической реакции Наблюдения 4Mg+10HNO 3 (конц.) 4Mg(NO 3 ) 2 + N 2 O + 5H 2 O Выделение бесцветного газа N 2 O. Zn+4HNO 3 (конц.) Zn(NO 3 ) 2 +2H 2 O+2NO 2 Выделение бурого газа NO 2. Растворение Zn. Fe + 6HNO 3 (конц.) Fe(NO 3 ) 3 + 3NO 2 +3 H 2 O Бурый газ и образовался рыжий раствор.. В теории реакция не должна протекать. Cu+4HNO 3 (конц.) Cu(NO 3 ) 2 +2H 2 O+2NO 2 Выделение бурого газа NO 2. Растворение Cu. Раствор ярко-синий. Уравнения химических реакций и наблюдения в опыте взаимодействия металлов с концентрированной азотной кислотой.

7. Изучения окислительно- восстановительных свойств перекиси водорода Реакция перекиси водорода с кислым раствором перманганата калия, с кристаллическим перманганатом калия, диоксидом марганца Результаты реакции перекиси водорода с кристаллическим перманганатом калия, раствором перманганата калия и кристаллическим диоксидом марганца 1 2

После поднесения к пробиркам лучины, она вспыхивает. 1 2

Уравнения химических реакций и наблюдения в опыте восстановления перекиси водорода Уравнения химической реакции Наблюдения 5H 2 O 2 + 2KMnO 4 + 3H 2 SO 4 2MnSO 4 +K 2 SO 4 + 8H 2 O+ 5O 2 Обесцвечивание кислого раствора перманганата калия. Выделение кислорода. Лучина вспыхивает. 3H 2 O 2 + 2KMnO 4 2MnO 2 +2KOH + 2H 2 O + 3O 2 Выпадение бурого осадка MnO 2. Выделение кислорода. Лучина вспыхивает. 2H 2 O 2 O 2 + 2Н 2 ОКаталитическое окисление перекиси водорода в присутствии оксида марганца(IV). Выделение кислорода. Лучина вспыхивает..

Окисление перекиси водорода До взаимодействия: После взаимодействия: 1 2

После добавление крахмального клейтера.

Уравнения химических реакций и наблюдения в опыте окисления перекиси водорода Уравнения химической реакции Наблюдения H 2 O 2 + 2KI + H 2 SO 4 K 2 SO 4 + 2H 2 O+ I 2 Изменение цвета раствора на желтый. Посинение при добавлении крахмального раствора. H 2 O 2 + 2NaBr + H 2 SO 4 Na 2 SO 4 + 2H 2 O+ Br 2 Изменение цвета раствора на желтый.

Вывод 1. Проведены химические реакции, демонстрирующие химические свойства окислителей: перманганата калия, бихромата калия, азотной кислоты концентрированной и разбавленной. 2. Изучены окислительно-восстановительные свойства перекиси водорода. 3. С помощью прибора для получения газов получены вещества 1) хлор; 2)сереводород; 3) оксид азота (IV) и изучены их окислительно- восстановительные свойства.