Секция: Межкультурная коммуникация Выполнили: Выполнили: Huff Mannon, Hüne Linus, Berlekamp Mara, Hottong Lars, Richter Annika, Murphy Charlotte, Bohlen Armin, Перенгалаев Агван, Нохошкеева Ирина, Петрова Людмила, Бальжинимаева Аягма, Данжаева Алтана, Судакова Виктория, Санникова Алена, Шурыгин Виктор, Максимова Мария, Пысова Елена Руководители: Руководители: Трофимова Ирина Дмитриевна, Жукова Елена Николаевна Байкал 2012
Цель исследования: сравнительное изучение авто- и гетеро стереотипов россиян и немцев. Как люди, живущие в России и Германии, воспринимают представителей своей страны и контактирующей культуры, изучение национальных особенностей. Задачи: Теоретический анализ проблемы стереотипов. Эмпирическое изучение авто- и гетеро стереотипов россиян и немцев по методике «Приписывание качеств». Обработка, сравнение, анализ полученных результатов
Объект исследования: представители России и Германии, участники БМШ. Предмет исследования: авто- и гетеростереотипы россиян и немцев. Гипотеза исследования: гетеростереотипы русских и немцев будут в большей степени не совпадать с авто стереотипами, которые будут в большей степени позитивными. Методы исследования: анкетирование, контент-анализ. Характеристика основной выборки исследования: в исследовании принимало участие 107 человек из них 89 человек представители России и 18 немцев.
Стереотип Стереотип устоявшееся отношение к происходящим событиям, выработанное на основе сравнения их с внутренними идеалами. Система стереотипов составляет миропонимание. Автостереотип Автостереотип вид этнического стереотипа как представления и оценки, относимые к собственной этнической общности. Устойчивые представления этноса о своих качествах. Гетеростереотипы Гетеростереотипы - представления о других этносах, совокупность оценочных суждений о других народах. В Гетеростереотипах этнических объектом стереотипов являются представители иноэтнической (чужой, внешней) группы. Гетеростереотипы этнические могут быть как положительными, так и отрицательными, в зависимости от исторического опыта взаимодействия данных народов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Этнический стереотип, выступая одной из важнейших составляющих этнической идентичности, составляет ту часть психологических знаний о мире, которая отражает различия между народами. Отсюда этнический стереотип разделяется на автостереотип и гетеростереотип. Полученные результаты только частично подтвердили нашу гипотезу о том, что гетеростереотипы русских и немцев будут не совпадать с авто стереотипами, расхождение между авто стереотипом россиян и гетеро стереотипом немцев составило 14 %. Причины такого совпадения картины о себе и картины о другом, можно объяснить достаточно большим интересом немцев к России, частыми контактами, мы предполагаем достаточный поток информации о современной России в немецком обществе, переводом современной литературы и практический опыт общения в рамках БМШ. Рассматривая гетеростереотипы россиян о немцах и автостереотипы немцев о самих себе, совпадение составило 40%, мы предполагаем, что россияне о современных немцах имеют менее полное представление и в качестве фундамента для заполнения пробелов используют исторические события.