СОВМЕСТНЫЙ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ СЕМИНАР ЛЕОНТЬЕВСКОГО ЦЕНТРА, СИ РАН, НИУ ВШЭ И СПБ ЭМИ РАН 17 МАЯ 2013 ГОДА, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ ВОЗМОЖНЫЕ ЭФФЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ТОРГОВЫХ ПРАКТИК ЧАСТНЫХ КОМПАНИЙ Шаститко А.Е. д.э.н., профессор Директор центра исследований конкуренции и экономического регулирования РАНХиГС при Президенте РФ, Руководитель Лаборатории проблем конкуренции и конкурентной политики экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова
2 Проект Центра исследований конкуренции и экономического регулирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (2012 г.)
Постановка проблемы 4 й антимонопольный пакет: регламентация торговой практики (политики) частной компании (далее - ТП); Цель: обеспечение недискриминационного доступа к товару, на рынке которого компания занимает доминирующее положение; Условия регламентации: нарушение ст. 10 Закона о защите конкуренции (злоупотребление доминирующим положением), контроль сделок экономической концентрации; Содержание ТП: характеристика товара, сведения об определении цены и объемах реализации, существенные условия договоров и типовой договор, основания для отказа в заключении договора; Раскрытие ТП на сайте компании. 3
Российская практика антимонопольной регламентации торговой политики частной компании: сделки экономической концентрации Формула установления цены для разных категорий потребителей (слияние «Уралкалий» и «Сильвинит»); Сбытовая политика по каждому виду продукции для каждой категории потребителей («Саф-Нева» и «Воронежские дрожжи»). 4
Российская практика антимонопольной регламентации торговой политики частной компании: злоупотребление доминирующим положением Порядок взаимодействия с контрагентами, критерии их отбора и заключения договоров («Ново Нордиск») – mercial_Partners_ pdf Порядок и условия реализации природных алмазов (АК «Алроса») 5
Российская практика антимонопольной регламентации торговой политики частной компании: инициатива компаний «Порядок ценообразования и общие принципы реализации автомобильных бензинов на оптовых рынках на территории Российской Федерации»(«ТНК-ВР Холдинг») pdf Перечень оснований для предоставления скидок/приплат («Металлоинвест») 6
Регламентация торговой политики частной компании: российская практика - аналоги Антимонопольная регламентация Порядок взаимодействия торговых сетей с поставщиками (Закон о торговле); Ценовые и неценовые условия взаимодействия с контрагентами (предписания по антимонопольным делам); Рекомендованные Правила недискриминационного доступа (хлористый калий, апатитовый концентрат). Отраслевое регулирование Правила недискриминационного доступа к мощностям естественных монополий; Ценовое регулирование. 7
Регламентация торговой политики частной компании: российская практика в свете за рубежного опыта Одно название – разное содержание, разные названия – одно содержание (торговая политика, торговая практика, политика по соблюдению требований антимонопольного законодательства) Зарубежный опыт - корпоративные политики по соблюдению требований антимонопольного законодательства (по сути) Торговые практики в смысле обеспечения недискриминационности (соотв ст.10 закона «О защите конкуренции» ): в за рубежной практике - экзотика Отличие от российского – в более широком охвате рисков ограничения конкуренции и большей самостоятельности со стороны компаний 8
Корпоративная политика по соблюдению требований антимонопольного законодательства Механизм управления антимонопольными рисками (risk- based): компания оценивает риски нарушения антимонопольного закона (всех типов) для данной конкретной компании и впоследствии принимает меры для снижения именно этих рисков; Установление строгих запретов на определенные практики (DON'Ts) и ситуации повышенного риска (RED FLAGs); Процедуры заключения и исполнения договоров с контрагентами либо не затрагиваются, либо описываются в самой общей форме; Необходимы тонкие настройки стимулов к добровольной реализации корпоративных политик компаниями. 9
Проблемы и последствия антимонопольной регламентации торговой политики - 1 Эффект «ползучего регулирования» (смена режима отношений «государство-компания» вне рамок прямого государственного регулирования); Обеднение множества контрактных альтернатив (отсутствие прогресса/снижение договорной культуры), усложнение использования гибридных форм институциональных соглашений; Отсутствие единого понимания предмета регламентации; Рост издержек контроля торговых практик частных компаний с увеличением их количества; Повышение прозрачности vs. риски вредной для конкуренции координации на рынке; 10
Проблемы и последствия антимонопольной регламентации торговой политики - 2 Издержки адаптации торговой политики: (1) в деятельность компании; (2) к изменяющимся условиям внешней среды. Проблема неэквивалентности сделок с одним и тем же продуктом (для случаев поставок на территорию России и за рубеж, для случаев взаимодействия с разными контрагентами на территории России – проблема определения дискриминационных условий) Манипулирование контролируемыми показателями (например, избегание экспортных поставок с низкими ценами) Консервация структуры рынка (стратегические барьеры входа с помощью применения одобренной ФАС ТП) 11
Выводы и рекомендации - 1 Вернуться к идее последовательной реализации презумпции нецелесообразности государственного вмешательства, в т.ч. регуляторного, в механизмы взаимодействия компании со своими контрагентами (если не доказано обратное) Принципы реформы системы регулирования Расширенная контрактная схематика Уильямсона Преодоление «негостеприимной традиции» в антитрасте 12
Выводы и рекомендации - 2 Локализовать все обсуждаемые инициативы по регламентации торговых практик на регламентацию корпоративных политик по соблюдению требований антимонопольного законодательства на основе системы управления антимонопольными рисками, а не на основе регламентации цен и других условий договора; Торговые политика как частных случая для компаний с долей рынка, близкой к 100% Оценка перспектив повышения степени состязательности такого рода рынков и корректировки режима государственной регламентации Разработка корпоративных политик соблюдению требований АМЗ с учетом особенностей бизнеса компании и на основе рекомендаций АМО 13
Выводы и рекомендации - 3 Создать условия для самостоятельной разработки компаниями политик по управлению антимонопольными рисками Инфраструктурное обеспечение (информация, консультации, оценки). 14
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 15