Что формирует родительские практики? Физическое наказание и воспитание детей. Юлия Зеликова, семинар НУГ «Семья и социальное неравенство, 23 октября 2013.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
НУГ « Семья и социальные неравенства » Вероника Вахрушева Студентка 2 курса Факультет социологии НИУ - ВШЭ, 2012.
Advertisements

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ГЕНДЕРНОМУ ВОСПИТАНИЮ ТЕМА: «Формирование гендерной позиции у детей дошкольного возраста посредством фольклора и произведений художественной.
Работа с родителями. В помощь классному руководителю Пшукова Марина Хазраиловна МОУ СОШ 1 с.В.Куркужин.
СЕМЬЯ – как малая группа. Цель: познакомиться с психологией семейного воспитания; объяснить и понять новые термины. План: 1.Семья 2.Виды семей 3.Функции.
О.Г. Разумова В.П. Арсланьян. Фильм! 1) Теория «чистой доски» («Tabula rasa») - ребенок рождается, не имея никаких задатков, никакой предрасположенности.
Родительское собрание в 1 классе. В возрасте лет ребенка ждут большие изменения в его жизни: - изменяется обучение, - появляются новые люди, - складываются.
Семья заменяет все. Поэтому, прежде чем ее завести, стоит подумать, что тебе важнее: все или семья.
Семья. Брак Тренажер ГИА. 1. Верны ли следующие суждения о функциях семьи? А. В современном обществе производственная функция остается основной функцией.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО.. План лекции. 1.Педагогическое мастерство и педагогические способности. 2.Компоненты педагогического мастерства.
Урок 6. Тема : «Семья в современном обществе. Законодательство о семье» 11 класс 1.Семья и её значение. 2.Права и обязанности супругов, родителей и детей.
ЗАЧЕМ ЧЕЛОВЕКУ СЕМЬЯ. «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н.Толстой)
Стратегии родительского воспитания детей дошкольного возраста Красноярск 2008.
Система работы с родителями в условиях модернизации дошкольного образования 1.
Формирование образа семьи у дошкольников в условиях детского сада на современном этапе.
ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ СЕМЬИ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ ПИНЧУК ДИАНА ЮРЬЕВНА аспирантка Российского государственного социального.
«Современные формы и содержание работы образовательного учреждения по повышению педагогической культуры родителей, совместная деятельность школы и семьи.
Психологические факторы эффективности адаптации первоклассников.
СП «Детский сад 11 комбинированного вида» Роль бабушки и дедушки в современном семейном воспитании Выполнила: педагог – психолог Козлова Н.В.
СЕМЬЯ Семья как социальный институт Семья как социальный институт – это связи и взаимодействия индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого.
С чего начинается человек? С рождения, первого слова, первого шага….А с чего начинается личность? Этот вопрос заинтересовал меня и я решила провести исследование,
Транксрипт:

Что формирует родительские практики? Физическое наказание и воспитание детей. Юлия Зеликова, семинар НУГ «Семья и социальное неравенство, 23 октября 2013 года.

Мотивация Исследователи семьи всегда уделяли много внимания тому, как родители воспитывают детей, признавая, что родительские практики воспитания имеют большое значение для развития ребенка. Baumrind, D. (1978). Parental disciplinary patterns and social competence in children. Conger, R. D., Conger, K. J., Elder, G. H., Jr., Lorenz, F. O., Simons, R. L., Whitbeck, L. B. (1992). A family process model of economic hardship and adjustment of early adolescent boys. Belsky, J. (1984). The determinants of parenting: A process model.

Теоретические основания Теория социального обучения (social learning theory). Теории моральной интернализации (the theory of moral internalisation). Парадигмы родительских стилей (the parenting styles paradigm). Экологического подход (ecological/systemic approach).

Теория социального обучения Люди учатся не через прямое влияние, а через наблюдение определенных моделей. Механизм наказания и поощрения является центральным для социализации ребенка. Eisenberg, N., Valiente, C. (2002) Parenting and Childrens Prosocial and Moral Development. Domjan, M. (2000) The Essentials of Conditioning and Learning.

Теория моральной интернализации Как дети воспринимают ценности своих родителей и нормы общества через процесс интернализации. Hoffman, M.L. (2000) Empathy and Moral Development: Implications for caring and justice. Родительские ценности, усвоение которых мотивировано внешними силами (например, страхом наказания), в конечном счете, воспринимается как внутренняя мотивация.

Парадигма родительских стилей. Baumrind, D. (1997). Necessary Distinctions. Maccoby, E.E. and Martin, J.A. (1983) Socialization in the context of the family: Parent–child interaction. Родительские стили: – Авторитетный (высокий контроль и высокая отзывчивость) – Авторитарный (высокий контроль и низкая отзывчивость) – Разрешительно-снисходительный (низкий контроль и высокая отзывчивость) – Разрешительно-пренебрежительный (низкий контроль и низкая отзывчивость).

Экологический подход Воспитание помещено не только внутрь широкой системы отношений в семье, но и внутрь системы социального и экономического влияния, которое может помогать или препятствовать родительству. Smith, A.B., Gollop, M., Taylor, N.J. and Marshall, K. (2005) The Discipline and Guidance of Children.

Гипотезы На применение физических наказаний влияют характеристики родителей и детей (такие как возраст родителей, пол ребенка, образование родителей ). На применение физических наказаний влияют социально- экономические характеристики семьи (наличие партнера, тип семьи, доход семьи, наличие помощи со стороны старшего поколения). В семьях, где воспитывается больше одного ребенка, физическое наказание применяется чаще. В семьях, где используются словесные оскорбления и принято повышать голос, физические наказания применяются чаще. На применение физических наказаний влияет культурный бэкграунд родителей (ценности, карьера, воспитание). Есть качества, воспитание которых, связано с применением физических наказаний.

Концептуальная модель и операционализация понятий Первый уровень факторов: пол ребенка, возраст родителей, образование родителей. – Возраст родителей: количество прожитых лет – Образование родителей: 1 – есть высшее образование. – Пол ребенка: 1- в семье воспитываются только девочки. Второй уровень факторов: социально-экономические характеристики семьи. – Наличие партнера (1-партнер есть) – Количество детей в семье – Доход – Тип семьи (1-нуклеарная семья) – Наличие помощи со стороны третьего поколения (бабушек и дедушек).

Концептуальная модель и операционализация понятий Третий уровень факторов: характеристики, которые лежат вне семьи. – Занимаются родители умственным или физическим трудом (1-занимаются умственным трудом). – Имеют ли родители подчиненных (1-имеют подчиненных). – Семейные ценности. – Ожидания от воспитания ребенка. – Эмоциональная атмосфера в семье.

Семейные ценности Если мать работает, это плохо для ее детей Высшее образование важнее для мальчика, чем для девочки. Социальная самореализация для женщин не менее важна, чем материнство Мужчина в семье должен обеспечивать материальное благополучие, а женщина должна воспитывать детей и заниматься домом. После развода родителей ребенок должен остаться с матерью. После развода родителей над детьми должна быть оформлена совместная опека, т.е. ребенок должен жить с каждым из родителей равное время.

Ожидания от воспитания ребенка Независимость Трудолюбие Ответственность Воображение Терпимость и уважение к другим людям Бережливость (бережливое отношение к деньгам и вещам) Решительность, настойчивость Религиозность Бескорыстие Послушание Самореализация и самовыражение

Зависимая переменная

Аналитическая стратегия Многомерный регрессионный анализ. Факторы каждого уровня включаются в модель последовательно. Последовательное включение независимых переменных разного уровня, позволит увидеть, какого рода факторы наиболее сильно влияют на применение физического наказания в семье, и какие факторы имеют большую объясняющую силу.

Результаты Модель 1Модель 2Модель 3 Константа,686**,510**-,003 Индивидуальные характеристики Возраст-,017**-,010** В семье только девочки,051 Высшее образование,200**,261**,269** Высшее образование у партнера,056 Социально-экономический статус семьи Доход,000 Количество детей,121**,106** В семье есть партнер -,106 Нуклеарная семья,009 Есть помощь бабушек и дедушек -,117**-,089** Культурные характеристики Родители занимаются творческим трудом -0,018** Родители занимаются умственным трудом -0,02** Родители независимы в работе -0,03** Есть подчиненные 0,069 Воспитывают в детях независимость - 0,171** Воспитывают в детях трудолюбие 0,155** Воспитывают послушание 0,086** Воспитывают бережливость 0,085** Повышают голос на ребенка 0,223** Оскорбляют ребенка 0,135** R² 0,0980,0460,15

Выводы Физические наказания чаще применяют в семьях мало образованных людей, занимающихся в основном, физической, рутинной работой, воспитание которых, позволяет им применять грубость, использовать словесные оскорбления и повышать голос на окружающих.. Традиционный тип семьи, семьи, где мужчина обеспечивает материальное благополучие, а женщина занимается воспитанием детей, не снижает уровень применения физических наказаний, даже, если мужчина обеспечивает очень высокий уровень материального благополучия. Применение физического наказания является для людей, занимающих низкое социальное положение, механизмом воспроизводства своего социального статуса. Большое влияние на применение физического наказания оказывает культурный бэкграунд родителей.

Заключение Родительские практики, используемые во многих семьях препятствуют тому, чтобы у детей формировалась способность справляться со стрессами и создавались навыки, которые необходимы для успешной социализации и психологической адаптации в современном мире, навыки, которые помогают современному человеку быть успешным и счастливым. Отказ от физических наказаний характерен для нового креативного класса. Это позволяет предположить, что с развитием российского общества, применение физических наказаний в российских семьях будет сокращаться, и родители перестанут обрекать своих детей на жизнь в конфликтных условиях с окружающим миром, на агрессию в отношениях с другими людьми и на непонимание ценности межличностных взаимодействий.