Развитие регулирующей системы в области ядерной и радиационной безопасности в Республике Беларусь Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РЕГУЛИРУЮЩЕГО ОРГАНА Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь О.М.
Advertisements

1 Обеспечение ядерной и радиационной безопасности В.М.Полюхович Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям.
1 Обеспечение ядерной и радиационной безопасности В.М.Полюхович Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям.
Строительство АЭС и безопасность населения Заместитель Министра здравоохранения – Главный государственный санитарный врач Республики Беларусь КАЧАН В.И.
О реализации проекта строительства АЭС в Республике Беларусь О реализации проекта строительства АЭС в Республике Беларусь Михадюк Михаил Иванович заместитель.
О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЯДЕРНОЙ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В УСЛОВИЯХ УСКОРЕННОГО РАЗВИТИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРЕГЕТИКИ Р. Б. Шарафутдинов.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АГЕНТСТВО ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ ЯДЕРНОЙ И РАДИОЛОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВО ПО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.
Национальная академия наук Беларуси Объединенный институт энергетических и ядерных исследований - Сосны.
Опыт международного сотрудничества с надзорными органами зарубежных стран в целях развития культуры безопасности Е.Г. Кудрявцев, И.о. начальника 6 Управления.
1 Участие общественности в принятии решений в планировании, касающемся энергетики: законодательство и практика – белорусский опыт.
1 Правовая основа экспертизы безопасности I.Федеральный закон от ФЗ «Об использовании атомной энергии» II.Постановление Правительства Российской.
«Особенности системы управления охраной труда в Республике Беларусь» Минск, 2012 Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь Карчевский.
Қазақстан Республикасының радиациялық қауіпсіздік саласындағы нормативтік-құқықтық негіздері тақырыбына қорғады.
Индекс Наименование планируемых мероприятий Формы реализации. Мероприятия 1. Координация заключенных в рамках Содружества международных договоров, проектов.
Выполнение требований по защите информации при переносе государственных информационных систем на республиканскую платформу Февраль 2015 Докладчик: Маркиянович.
Экологический аудит Выполнил : Магистрант группы МСМ Сычев Владимир.
Проект предлагает сотрудничество в области технического регулирования, в том числе стандартизации в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности.
Е.П. Богодяж*, А.П. Станкевич** * Центральный научно-исследовательский институт комплексного использования водных ресурсов,
Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (1 урок по теме) 9 класс Учитель – Иляхин А.А.
Орхусский центр г. Гродно: содействие доступу к экологической информации Романович Иоланта Николаевна, координатор Орхусского центра г. Гродно 26 июня.
Транксрипт:

Развитие регулирующей системы в области ядерной и радиационной безопасности в Республике Беларусь Департамент по ядерной и радиационной безопасности Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь Первый заместитель начальника ГОСАТОМНАДЗОРА РЫДЛЕВСКИЙ Л.С.

м

Цель регулирования ядерной и радиационной безопасности - формирование условий, при которых гарантируется защита работников объектов использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения (ИИИ), населения и окружающей среды от недопустимого радиационного воздействия и предотвращение неконтролируемого распространения и использования ядерных материалов и ИИИ

Задачи системы регулирования ядерной и радиационной безопасности (1) создание и обеспечение деятельности регулирующего органа, на который возлагается ответственность за выдачу разрешений на выбор площадки, проектирование, сооружение, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и снятие с эксплуатации радиационных объектов после проведения соответствующего анализа и оценки; создание и обеспечение деятельности регулирующего органа, на который возлагается ответственность за выдачу разрешений на выбор площадки, проектирование, сооружение, ввод в эксплуатацию, эксплуатацию и снятие с эксплуатации радиационных объектов после проведения соответствующего анализа и оценки; организация и проведение анализа документации, подтверждающей безопасность радиационных объектов, представленной заявителем/обладателем лицензии; организация и проведение анализа документации, подтверждающей безопасность радиационных объектов, представленной заявителем/обладателем лицензии;

Задачи системы регулирования ядерной и радиационной безопасности (2) проведение необходимых инспекций по вопросам регулирования и принятие соответствующих санкций на всех этапах процесса лицензирования, чтобы гарантировать соблюдение ограничений и условий, установленных лицензией, заявителями, обладателями лицензий и их подрядчиками; проведение необходимых инспекций по вопросам регулирования и принятие соответствующих санкций на всех этапах процесса лицензирования, чтобы гарантировать соблюдение ограничений и условий, установленных лицензией, заявителями, обладателями лицензий и их подрядчиками; разработка правил и критериев в области охраны здоровья людей, обеспечения безопасности и защиты окружающей среды, в связи с радиационной опасностью; разработка правил и критериев в области охраны здоровья людей, обеспечения безопасности и защиты окружающей среды, в связи с радиационной опасностью; разработка правил и процедур по обеспечению готовности к аварийным ситуациям на площадке АЭС и за ее пределами. разработка правил и процедур по обеспечению готовности к аварийным ситуациям на площадке АЭС и за ее пределами.

МЧС Республики Беларусь Полномочия определены: Указами Президента Республики Беларусь от 29 декабря 2006 года 756 «О некоторых вопросах Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь»; от 12 ноября 2007 года 565 «О некоторых мерах по строительству атомной электростанции»; от 16 октября 2009 года 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»; от 1 сентября 2010 года 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Законами Республики Беларусь от 9 января 1998 года «О радиационной безопасности населения»; от 5 мая 1998 года «О защите населения и территорий в случае чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера»; от 30 июля 2008 года «Об использовании атомной энергии». Постановлениями Правительства Республики Беларусь и др.

Мероприятия регулирования: Подготовка и утверждение нормативных документов; Надзор за проектированием, размещением, строительством радиационных объектов и далее; Контроль за научным сопровождением, подготовкой кадров, качеством мероприятий по обеспечению безопасности; Подготовка кадров в области: Надзора ядерной и радиационной безопасности; Надзора промышленной безопасности АЭС; Пожарной безопасности АЭС; Аварийной готовности и реагирования. Участие в международном сотрудничестве: Выполнение международных обязательств Республики Беларусь; Экспертное взаимодействие с МАГАТЭ; Взаимодействие с иностранными регулирующими органами. Проводимые министерством мероприятия

Основные задачи Госатомнадзора Лицензирование (размещения, строительства, ввода в эксплуатацию и эксплуатации АЭС); Надзор за размещением, строительством, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией АЭС; Подготовка требований к обращению с РАО отходами и отработавшим ядерным топливом; Эффективное реагирование на возможные радиационные аварийные ситуации; Формирование оптимальной структуры Госатомнадзора, подбор новых кадров Совершенствование нормативно-правовой базы

Дальнейшее укрепление Госатомнадзора Улучшение организационной структуры и человеческих ресурсов; Законодательство и нормативные акты; Поддержание режимов безопасности; Лицензирование и связанная с ним оценка безопасности первой белорусской АЭС; Научно-техническая поддержка ГАН; Инспекции и правоприменение; Коммуникационная стратегия; Развитие системы управления безопасности.

Улучшение организационной структуры и человеческих ресурсов Структурные улучшения: Отдел по надзору за ядерной и радиационной безопасностью ядерных установок; Отдел учёта, контроля и физической защиты ядерных материалов и установок; Отдел радиационной защиты; Сектор по контролю за обращением с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом; Инспекция по надзору за ядерной безопасностью ядерных установок; Отдел коммуникаций и общественной информации.

Для выполнения своих функций и обязанностей регулирующий орган должен располагать надлежащим образом квалифицированным и компетентным персоналом. Компетентность персонала - необходимый элемент в деле достижения действительной независимости регулирующего органа в принятии решений Общие требования безопасности МАГАТЭ (GSR part 1 «Укомплектование персоналом и компетенции регулирующего органа»)

Программы подготовки кадров охватывает вопросы: подготовки инспекторов; обучения основным методам рассмотрения ООБ АЭС; обучения методам детерминистского анализа безопасности; обучения методам вероятностного анализа безопасности.

1. Государственная программа подготовки кадров для атомной АЭС на годы Открытие новых специальностей в ВУЗах Обучение в зарубежных ВУЗах и УТЦ АЭС Стажировка на действующих объектах АЭС Инструменты подготовки кадров - 2. Международные проекты Проекты технического сотрудничества с МАГАТЭ Проекты с Европейской комиссией

Разработка законодательных и нормативных актов Нормативные акты Президента Республики Беларусь Законы Республики Беларусь Постановления Совета Министров Республики Беларусь Постановления Министерства по чрезвычайным ситуациям Технические нормативные правовые акты Нормы и правила по обеспечению ядерной и радиационной безопасности Руководящие документы, методические указания

Непрерывное поддержание режима безопасности и сохранности подготовка национальных докладов Беларусь в соответствии с обязательствами в рамках Конвенции по ядерной безопасности, Объединенной конвенции о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами; дальнейшее развитие системы Гарантий в Беларуси, государственный учёт и контроль ядерных материалов. государственная регистрация источников ионизирующего излучения; контроль над расположением и перемещением ИИИ посредством Государственного реестра.

Основные лицензируемые виды деятельности использование атомной энергии; обращение с ИИИ; обращение с радиоактивными отходами; проектирование и изготовление технологического оборудования и средств радиационной защиты; проведение экспертизы безопасности в области использования атомной энергии и источников ионизирующего излучения.

Лицензирование этапов АЭС осуществляется при: выборе площадки для размещения; проектировании; строительстве; эксплуатации; снятии с эксплуатации.

Лицензирование и связанная с ним оценка безопасности первой белорусской АЭС изучение уроков, извлеченных из процесса лицензирования для улучшения (при необходимости) системы лицензионного законодательства; обновление требований к ООБ АЭС; разработка программы оценки и анализа ООБ АЭС; экспертиза безопасности АЭС; освоение методологии детерминистского анализа безопасности АЭС; освоение методологии вероятностного анализа безопасности АЭС.

Научно-техническая поддержка Госатомнадзора Изучение, адаптация и внедрение лучших методик оценки безопасности; Разработка и внедрение программ и моделей оценки безопасности процессов внутри и за пределами АЭС (в реакторе, первом и втором контурах, в защитной оболочке); Изучение и анализ опыта в производстве компонентов, систем АЭС и в эксплуатации АЭС; Создание аналитических систем и баз данных; Внедрение вероятностных методов анализа безопасности.

Развитие организационно- правовых аспектов системы экспертной оценки: создание отдельной ОТП; совершенствование и дальнейшее развитие нормативно-правовой базы функционирования экспертных организаций.

Инспектирование и правоприменение (1) Развитие практики инспектирования и программ инспекций для проектирования, изготовления основного оборудования, сооружения и ввода АЭС в эксплуатацию Разработка и формализация механизмов контроля и оценки эксплуатационной безопасности АЭС; Разработка методов расследования событий; Совершенствование системы санкций, применяемой к юридическим лицам в случае несоблюдения правил безопасности и условий действия лицензий и разрешений; Внедрение передовой международной практики и рекомендаций МАГАТЭ на национальном уровне

Держать руку на пульсе безопасности – основной принцип деятельности

Коммуникационная стратегия регулирования нацелена на Распространение компетентной информации о ядерной и радиационной безопасности; Оперативное реагирование на общественное мнение; Внедрение механизмов информирования общественности о результатах контроля, доступа общественности к информации об уровне безопасности; Сотрудничество Госатомнадзора с регулирующими органами других стран и международными организациями; Поддержание контактов с другими органами госуправления для содействия эффективному принятию решений по вопросам безопасности в атомной отрасли.

Безусловная реализация коммуникационной стратегии регулирования – гарантия безопасности

Развитие регулирующей системы по результатам международных миссий МАГАТЭ 2010 год – Оценочная миссия по готовности к реагированию на радиационные чрезвычайные ситуации; 2012 год – Комплексная миссия по оценке готовности национальной инфраструктуры ядерной энергетики; 2013 год (план) – миссия Международной службы по физической ядерной безопасности.

Развитие системы управления безопасности - Разработка концепции/программы для системы управления безопасности - Развитие нормативной базы управления безопасности

Благодарю за внимание! Посетите наш Интернет-сайт