Тема 4: Функции управления 1.Сущность и объективные предпосылки развития функций управления 2.Классификация функций управления 3.Содержание функций управления
1.Сущность и объективные предпосылки развития функций управления Категория «функция управления» выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления, управляемую систему. Функции управления определяют специфику деятельности, направленной на организацию мероприятий по управлению объектом социально-экономическими процессами. Функции управления выражают содержание управленческого воздействия, т. е. сущность управленческих отношений. Функции управления это проявление его сущность в действии. Комбинация функций лежит в центре системы управления. Возникновение функций управления результат кооперации и разделения управленческого труда, позволивший существенно увеличить его продуктивность. Степень разделения общественного труда всегда являлась ведущим фактором развития общества. Для простого труда было достаточно общего управления. Однако в процессе развития производства простое кооперированное звено специализируется, что создает условия и предпосылки для выделения специализированных видов управленческой деятельности - функций управления. Такая специализация создает условия для осуществления управленческой деятельности более квалифицированно и более эффективно.
2.Классификация функций управления Файоль А. выделил следующие из них: предвидение, планирование, организацию, координацию, контроль. В американской школе управления наиболее распространено признание четырех основных функций управления, к которым относятся: планирование, организация, стимулирование, контроль. Российская школа управления выделяет следующие основные функции: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организацию, координацию, мотивацию, учет и контроль, коммуникацию, принятие решений.
2.Классификация функций управления Критерий классификации 1.Содержание управленческой деятельности - Предвидение (планирование) Организация Активизация (мотивация, стимулирование) Контроль Координация Регулирование 2. Организационная роль функции - Функции интеграции (объединения) Функции дифференциации (разделения, выделения, обособления, специализации) 3. Направление деятельности – Интрафункции Инфрафункции (направленность на внешнюю среду) 4. Сферы развития объекта управления - Управление экономическими процессами (финансы, инвестиции и пр.) Управление социально-психологическими процессами (удовлетворенность трудом, атмосфера и пр.) Управление организационными процессами (изменения в организации, перераспределение обязанностей и др.) пользование техники, новые технологии и пр.) 5. Этапы производственного процесса – Управление процессом производства Управление обеспечением производства Управление процессами реализации продукции 6. Тип производства - Функции управления разнообразными блоками диверсифицированного производства 7. Масштаб времени - Текущее (тактическое) управление Оперативное управление 8. Этапность процесса управления - Целеполагание Определение ситуации Определение проблемы Решение 9. Основные факторы производственного процесса - Управление продуктом Управление персоналом Управление информацией
Функции управления Средства воздействия Целеполаган ие Потребности, миссия, цели, потенциал, ресурсы, результаты, информация Стратегополаган ие Информация ПланированиеГипотеза, концепция, прогноз, программа, план Организация Процесс, система, структура, технология, ресурсы, коммуникации, информация, метод Координация Согласование, сбалансированность, равновесие, страхование, резервирование, управляемость Мотивация Потребность, интересы, мотивы, методы, ожидания, установки, власть, лидерство, стиль КонтрольНормы, правила, инструкции, технология, анализ Регулирование Регламент, стандарт, норматив, налог, льготы, штрафы, пошлины, лицензия, информация Оценка принятие Решений Показатели, критерии, процедуры, экспертиза Основные функции управления и средства воздействия
3.Содержание функций управления Анализ управленческая деятельность познавательного характера. Сущность анализа заключается в выявлении причинно-следственных связей в системе управляемого объекта и определение методов воздействия на эти связи в целях повышения эффективности его функционирования и развития. Планирование (в широком смысле слова) это управленческая деятельность, которая интегрирует в себе функции целеполагания, прогнозирования (включая анализ), принятия решений. Целеполагание это исходный пункт управленческих воздействий. Прогнозирование (от греч. prognosis предвидение, предсказание) вероятностная оценка развития объекта управления в будущем, научно обоснованное суждение о возможном состоянии объекта управления в будущем при различных вариантах изменения метапространства. Планирование (в узком смысле) представляет собой деятельность по разработке системы мер, направленных на достижение поставленных целей. На микроуровне (фирма, организация) результатом планирования выступает система бизнес-планов, краткосрочных оперативных программ, содержащих прогнозируемые плановые показатели и конкретные меры по их достижению. На макроуровне планирование (индикативное) является важнейшей формой государственного регулирования развития объектов управления.
Принятие решений это управленческая деятельность по выбору того или иного варианта поведения управляемых. Управленческое решение это властный императив, обязательный для исполнения или реализации. При этом решение имеет форму конкретного предписания к действию для объекта управления (приказ, план, инструкция и т. д.). Организация это управленческая деятельность, обеспечивающая четкое упорядочение процесса управления в целом, распределение как функций исполнения управленческих решений, так и собственно функций управления. Организация обеспечивает основу рационального построения каждого конкретного органа управления, определения компетенции его структурных подразделений. Координация это управленческая деятельность, заключающаяся в обеспечении взаимосвязи и согласованности субъектов, объектов и процессов труда во времени и в пространстве. Координация создает условия для пропорционального и непрерывного функционирования системы управления за счет установления непрерывных связей между отдельными подразделениями организации и исполнителями. Мотивация (и стимулирование) это управленческая деятельность, осуществляющая целенаправленное воздействие на структуру мотивов (предметов потребностей, интересов) участников процесса исполнительской и управленческой деятельности и с помощью адекватных мотивам стимулов, побуждающая творчески решать поставленные задачи, достигать лучших конечных результатов.
Коммуникация управленческая деятельность по сбору и обработке информации, организующая обмен информацией и направленная на достижение эффективного информационного взаимодействия как внутри организации, так и между организацией и ее внешней средой. Термин «коммуникация» используется также для обозначения совокупности приемов, методов, процедур, технологий, обеспечивающих эффективное информационное и эмоциональное взаимодействие между организацией и целевыми группами общественности. Контроль это управленческая деятельность, позволяющая выявлять, исправлять и предупреждать отклонения достигнутых результатов от намеченных параметров, целей. Контроль представляет собой наблюдение за объектом и процессами с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, другими нормативными актами, а также программами, планами. Он позволяет осуществлять корректирующие воздействия на объект управления, обеспечивает эффективную реализацию поставленной цели.
Регулирование это управленческая деятельность по поддержанию режимов функционирования управляемой социально-экономической системы в сфере действия объективных законов и целей объемлющей (управляющей) системы, а также по обеспечению условий проявления объективных процессов, достижения целей управляющей системы. Данная функция адаптирует менеджмент к устанавливаемым государством параметрам, таким, как налоги процентные ставки, тарифы, валютный курс, и обеспечивает реагирование на изменения макроэкономических параметров: уровня занятости, уровня инфляции, изменения динамики валового внутреннего продукта. Обеспечение корпоративности деятельность по формированию атмосферы фирмы, ее социально-психологического климата, обеспечивающего решение проблемы удовлетворенности персонала своим трудом, общением, совместной работой с коллегами и непосредственным руководителем. Предусматривается также формирование корпоративной системы целевой ориентации и целевой направленности, что обеспечивается через воспитание и убеждение, осознание общности идей и интересов. Осуществление этой функции предполагает формирование корпоративной культуры, которая призвана способствовать и участию персонала в творческих процессах разработанными субъектами управления в зависимости от сложившихся условий и моделей управления.