Начальник отдела Управления регулирования в сфере жилищно-коммунального комплекса А. С. Федяков Июнь 2013 Тарифное регулирование в сфере тепло- и водоснабжения
Разработка подзаконных актов в сфере теплоснабженияя Правила подключения к системам теплоснабженияя (отв. Минрегион России) Правила организации теплоснабженияя (отв. Минрегион России) Требования к схемам теплоснабженияя, порядку их разработке и утверждения (отв. Минрегион России) Порядок согласования и утверждения инвестиционных программ в сфере теплоснабженияя (отв. Минрегион России) Принятые акты: На стадии доработки: Стандарты раскрытия информации в сфере теплоснабженияя (отв. ФСТ России)
Нормативный правовой акт 1. Приказ ФСТ России «Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабженияя» 2. Приказ Федеральной службы по тарифам «Об утверждении правил согласования решений органов регулирования тарифов в сфере теплоснабженияя о выборе метода обеспечения доходности инвестированного капитала или об отказе от применения указанного метода, предусматривающие в том числе критерии, при соответствии которым принимается решение о согласовании выбора метода обеспечения доходности инвестированного капитала, а также правила согласования долгосрочных параметров регулирования для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабженияя в городах с населением более 500 тыс. человек и в городах, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации» 3. Проект приказа Федеральной службы по тарифам «Об утверждении регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабженияя» 4. Приказ Федеральной службы по тарифам «Об утверждении перечня критериев согласования федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об установлении тарифов, приводящего к превышению установленного в среднем по субъекту Российской Федерации предельного максимального уровня тарифов на тепловую энергию (мощность), и порядок определения факторов инвестиционного и не инвестиционного характера, приводящих к превышению установленного в среднем по субъекту Российской Федерации предельного максимального уровня тарифов на тепловую энергию (мощность)» (приказ ФСТ России 73 от ) 3 Нормативная правовая база тарифного регулирования в сфере теплоснабженияя
Нормативный правовой акт 5. Проект приказа Федеральной службы по тарифам «Об утверждении единой системы классификации и раздельного учета затрат относительно видов деятельности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, а также системы отчетности, представляемой в федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабженияя, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), органы местного самоуправления поселений и городских округов» (приказ ФСТ России 91 от ) 6 Постановление Правительства Российской Федерации «О внесении изменения в Основы ценообразования в сфере теплоснабженияя, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от », в части переноса сроков изменения (индексации) регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения с 1 января на 1 июля календарного года (направлен на согласование в заинтересованные ФОИВ) 7. Правила согласования определяемых органами регулирования при установлении ими цен (тарифов) размеров необходимой валовой выручки организации, осуществляющей регулируемую деятельность на территории нескольких субъектов Российской Федерации, регулируемые цены (тарифы) на товары (услуги) которой подлежат установлению всеми органами регулирования субъектов Российской Федерации, на территории которых организация осуществляет регулируемую деятельность, если теплоснабженияе потребителей, теплопотребляющие установки которых расположены на территории одного субъекта Российской Федерации, осуществляется с использованием источников тепловой энергии, расположенных на территории другого субъекта Российской Федерации (Приказ ФСТ России от г. 42) 8. Правила подготовки и предоставления заключения об отсутствии отрицательных тарифных последствий, возникающих в результате заключения долгосрочных договоров теплоснабженияя по ценам, определяемым по соглашению сторон (Приказ ФСТ России от г. 43) 9. Методические указания по расчету предельной удельной необходимой валовой выручки источников тепловой энергии 4 Нормативная правовая база тарифного регулирования в сфере теплоснабженияя
Основные изменения: Изменения в Федеральный закон от ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»; Проект ППРФ «О ценообразовании в сфере водоснабжения»; Принятие Федерального закона от ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».
Изменения в Федеральный закон от ФЗ: Перераспределение полномочий по утверждению инвестиционных программ; Изменение схемы финансирования инвестиционных программ; Исключение надбавок; «Последняя миля» в плате за подключение.
Новое в законодательстве: Введение понятия «гарантирующая организация»; Утверждение схем водоснабжения и водоотведения; Невозможность установления льготных тарифов в сфере водоснабжения.
Разработка подзаконных актов в сфере водоснабжения и водоотведения Правила холодного, горячего водоснабжения Типовые формы договоров Порядок согласования, утверждения, корректировки инвестиционных программ Правила формирования и расчета целевых показателей деятельности регулируемых организаций Порядок разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, требования к их содержанию Методические указания по расчету тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения В отсутствие указанных нормативных правовых актов с момента вступления в полную силу федерального закона (с ) будет невозможна реализация следующих ключевых положений Федерального закона от ФЗ: 1)Утверждение схем водоснабжения и водоотведения; 2)Выбор гарантирующей организации; 3)Долгосрочное тарифное регулирование; 4)Заключение соглашений об осуществлении регулируемой деятельности. На стадии разработки в настоящее время находятся:
Нормативный правовой акт Федеральной службе по тарифам в срок до утвердить: 1 Методические указания по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения. в 4-месячный срок утвердить: 2 Регламент открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения. 3 Правила согласования долгосрочных параметров регулирования для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабженияя в городах с населением более 500 тыс. человек и в городах, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации. 4 Перечень критериев, учитываемых федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов при согласовании решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об утверждении им тарифа на услуги организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, в случаях, когда размер утверждаемого тарифа влечет превышение предельного индекса изменения тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, установленного указанным федеральным органом исполнительной власти. в 6-месячный срок утвердить: 5 Форму предоставления информации об определении базы инвестированного капитала для ведения его учета, направляемой организациями в сфере водоснабжения и водоотведения, осуществляющими регулируемую деятельность в этой сфере, в органы государственного регулирования тарифов. 9 Нормативная правовая база тарифного регулирования в сфере водоснабжения
Горячее и холодное водоснабжение: ХВС ГВС (закрытые системы) Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении»; Требования к качеству и безопасности - Сан Пин ГВС (открытые системы) Федеральный закон «О теплоснабженияи» + Сан Пин
Плата за подключение Законом субъекта Российской Федерации могут быть установлены категории абонентов, в отношении которых допускается установление льготной платы за подключение (технологическое присоединение); Плата за подключение устанавливается индивидуально в случае, если подключаемая нагрузка превышает 10 куб. м. час. (может быть меньше в случае принятия субъектом РФ соответствующего решения).
Система тарифного регулирования Холодное водоснабжение Горячее водоснабжение На питьевую воду На горячую воду На техническую воду На транспортировку горячей воды На транспортировку воды На подключение На подвоз воды (на осн. заявления ОМС и в случаях, определенных правилами) Тарифы в сфере ГВС устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов: -Компонент на холодную воду; -Компонент на тепловую энергию. (в соотв. с основами ценообразования) На подключение При приготовлении горячей воды в многоквартирном доме – п ППРФ По решению Правительства Российской Федерации – ФСТ устанавливает предельные индексы изменения тарифов.
Методы тарифного регулирования Метод экономически обоснованных расходов; Метод индексации; Метод доходности инвестированного капитала; Метод сравнения аналогов. Выбор метода регулирования на основании критериев, определенных основами ценообразования в сфере ВС и ВО.
Стандарты раскрытия информации в сфере тепло- и водоснабжения
Перечень нормативных правовых актов Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, тепло сетевыми организациями, органами регулирования; Стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения Изменения, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от г «Об утверждении стандартов раскрытия информации организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии».
Стандарты раскрытия информации от Водоснабжение и водоотведение Производство тепловой энергии Передача тепловой энергии Стандарты раскрытия информации в сфере теплоснабженияя Стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения Регулируемые организации Органы регулирования Регулируемые организации Органы регулирования В связи с принятием отраслевых федеральных законов «О теплоснабженияи» и «О водоснабжении и водоотведении» стандарты раскрытия информации также будут утверждаться по отраслевому принципу. Наиболее значительным нововведением «новых» стандартов раскрытия информации станет раздел о раскрытии информации органами регулирования, а также раскрытие регулируемыми организациями тарифной заявки в момент подачи документов на регулирование. Стандарты раскрытия информации организациями коммунального комплекса
Стандарты раскрытия информации регулируемыми организациями, органами регулирования Регулируемые организации раскрывают информацию: Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации / Органы местного самоуправления: На официальном сайте органа исполнительной власти в области регулирования тарифов в сети Интернет / официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет На ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации и (или) Путем предоставления информации на основании письменных запросов потребителей б) а) На официальном сайте органа регулирования субъекта Российской Федерации в области регулирования тарифов в сети Интернет в сети Интернет / официальном сайте органа местного самоуправления в сети Интернет На ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации а также Регулируемые организации в течение 10 дней с момента раскрытия информации на своем официальном сайте в сети Интернет в течение 5 дней уведомляют орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации с указанием адреса страницы в сети Интернет, на которой раскрыта информация.
Регулируемые организации О ценах (тарифах) в сфере теплоснабженияя, водоснабжения Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности, включая структуру основных производственных затрат Основные потребительские характеристики регулируемых товаров и услуг и их соответствии установленным требованиям Инвестиционные программы и отчеты об их реализации Наличие (отсутстви) технической возможности доступа к регулируемым товарам и услугам, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение к системе теплоснабженияя Условия, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и услуг Порядок выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением Информация о заявлении регулируемой организации на установление цен (тарифов) в сфере теплоснабженияя, водоснабжения Стандарты раскрытия информации регулируемыми организациями В течение 30 от принятия решения Ежеквартально За 10 дней до даты подачи заявления Способы приобретения, стоимость и об объемы товаров, необходимых для производства регулируемых товаров Общая информация о регулируемой организации В течение 5 дней после подачи заявления На постоянной основе
Органы регулирования Общая информация об органе регулирования, в том числе режим работы Перечень организаций, в отношении которых орган осуществляет регулирование Дата, место, время заседаний коллегии по рассмотрению дел об установлении тарифов Принятые решения, в том числе протокол заседания правления за 3 дня до проведения коллегии в течение 5 дней с момента принятия решения На постоянной основе Стандарты раскрытия информации органами регулирования
Федеральный закон 291-ФЗ 1. Тарифы на основе долгосрочных параметров регулирования устанавливаются в порядке, определенном Правительством РФ, в т. ч. в виде формулы (порядка определения тарифов); 2. Поэтапный переход к регулированию на основе долгосрочных параметров до 1 января 2016 года (график определяется Правительством РФ); 3. Правительство РФ (ФСТ России) устанавливает предельный индекс роста тарифов, учитываемый при переходе к регулированию на основе долгосрочных параметров; 4. Средние по субъекту предельные уровни тарифов на тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение устанавливаются ФСТ России на каждый год до 2016 года.
Направления развития системы тарифного регулирования 1. Отказ от ограничения на федеральном уровне темпов роста тарифов в среднем по субъектам РФ Ограничение роста тарифов при переходе на долгосрочное регулирование; Согласование решений о переходе на метод доходности инвестированного капитала (согласование долгосрочных параметров); Мониторинг и контроль на федеральном уровне; Изменение регуляторных полномочий на федеральном и региональном уровнях: 2. Усиление регуляторных полномочий и ответственности за социально- экономические последствия принятых решений на уровне субъектов Российской Федерации (тарифы, нормативы потребления коммунальных услуг, меры социальной поддержки); 3. Совершенствование системы предоставления адресной поддержки уязвимым категориям потребителей (поручение Д. Н. Козака от ДК-П9-91 пр); 4. Совершенствование механизмов общественного контроля (стандарты раскрытия информации в сфере теплоснабженияя, стандарты раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения).
Плата граждан за коммунальные услуги Ограничение роста платы граждан за коммунальные услуги на федеральном уровне: 2012 год – 15 % 2013 год – 6 % 2014 год - ? % С 1 января 2012 года утратили силу положения Федерального закона от ФЗ по утверждению на уровне субъектов Российской Федерации предельных индексов роста платы за коммунальные услуги. Соответственно, установление таких предельных индексов на 2013 год субъектами Российской Федерации не представлялось возможным. Основной инструмент сдерживания роста платы граждан за коммунальные услуги – субсидии незащищенным категориям потребителей.
Комплекс мер, направленных на переход к установлению социальной нормы потребления коммунальных услуг 1. Внедрение социальной нормы потребления в сфере электроэнергетики (2013 год – пилотные регионы, 2014 – повсеместно); 2. Подготовка предложений о порядке предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан, для которых должны предусматриваться особенности расчета величины социальной нормы потребления; 3. Внедрения социальной нормы потребления в сфере водоснабжения и водоотведения (2014 год – пилотные регионы, 2015 – повсеместно); 4. Подготовка предложений по оптимизации порядка предоставления субсидий, компенсаций и льгот в связи с введением социальной нормы потребления коммунальных услуг; 5. Внесение предложений о целесообразности введения социальной нормы потребления коммунальных услуг в сфере тепло- и газоснабжения.
Спасибо за внимание!