Роль и место информационных технологий в организации образовательного процесса Профессор Н. В. Софронова
Причины внедрения информационных технологий в процесс управления Перемены в системе образования связанные с появлением и интенсивным развитием новых форм организации учебно-воспитательной деятельности, реформированием управленческих структур и формированием новых экономических отношений, определяют стиль управления руководящих работников в современных условиях.
Причины внедрения информационных технологий в процесс управления Основные факторы, обусловившие активное внедрение информационных технологий в управление системой образования: частичная децентрализация управления образованием; недостаточная диагностика, появление новых способов получения образования (дистанционные технологии).
Цель внедрения информационных технологий в процесс управления Цель внедрения информационных технологий в процесс управления: прежде всего повысить качество, обоснованность и оперативность принимаемых управленческих решений; обеспечить эффективность труда управленца; перейти на безбумажную технологию работы.
Принципы использования средств ИКТ в управлении образованием Комплексная автоматизация основных информационных процессов. Легкий и удобный доступ к информационным ресурсам. Готовность к использованию новых информационных технологий в образовательной деятельности на всех уровнях, от начальника отдела образования до школьника. Техническая оснащённость всех уровней системы управления образованием.
Показатели оценки деятельности управления образованием: оценки этой деятельности: Наличие информационно - коммуникационной сети образования в Республике (регионе) с собственным WWW - сервером. Городская образовательная сеть с WWW -сервером. Локальная сеть ОУ. Включение в сеть финансовых структур (например ЦБ МУОО). Городской информационно – аналитический центр. Использование телекоммуникационных систем передачи информации между субъектами образовательной системы (передача данных по FTP, электронной почте, использование HTML).
Показатели оценки деятельности управления образованием: Наличие специалистов для обслуживания средств ВТ городской образовательной сети (например, в рамках информационно-аналитического центра). Автоматизация сбора и обработки данных получаемых из ОУ (использование или разработка специализированного программного обеспечения). Оснащение ОУ средствами современной вычислительной техники (количественные и качественные показатели). Учебно – методическое обеспечение информационных технологий в образовании. Проведение подготовки (переподготовки) специалистов ОУ по применению и использованию информационных технологий в управлении ОУ. Использование дистанционной, выездной системы обучения и повышения квалификации.
Перспективы использования ИТ в системе управления образованием разработка системы мониторинга городской системы образования; повышение компетентности участников образовательного процесса (курсовая и межкурсовая подготовка по использованию НИТ); активное использование ИТ в образовании; элементы дистанционного обучения; разработка методических рекомендаций по использованию телекоммуникаций в учебном процессе и управлении образованием; разработка оригинальных учебных курсов; поддержка web – ресурсов ОУ, издательская деятельность в Интернет; развитие городской медиатеки и Виртуальной школьной медиатеки Чувашии; сопровождение экспериментальной и проектной работы в ОУ; развитие и совершенствование образовательной сети Чувашии.
Возможности средств ИТ для реализации функций управления В настоящее время к основным функциям управления относят: сбор данных, формирование сообщения, передачу данных по каналам связи, учет, контроль, анализ, прогнозирование, планирование, оперативное управление, организацию и координацию, доведение решений.
Литература: Анфилатов В. С., Емельянов А. А., Кукушкин А. А. Системный анализ в управлении: Учебное пособие. – М, – 368 с. Баданов А. Г. Использование информационных технологий в управлении образованием в городе Волжске РМЭ: материалы Электронного журнала «Вопросы Интернет – образования». Беспалов В. Н. Информационные технологии в управлении образованием волгоградской области: материалы Электронного журнала «Вопросы Интернет – образования».