БИОЛОГИЯ, 6 КЛАСС Презентация урока по теме ФОТОСИНТЕЗ Учитель биологии Кулямина Е. А.
Сформировать знания о фотосинтезе, о его исходных и конечных продуктах,о необходимых условиях; о роли света, хлорофилла и хлоропластов в этом процессе, о взаимосвязи строения и функций листа. Цель:
Задачи урока: продолжить формирование понятия о питании растений; познакомить учащихся с воздушным способом получения растением веществ; на основе опытов доказать поглощение углекислого газа и выделение кислорода листьями на свету; развивать умение наблюдать, делать выводы по результатам опытов.
ПЛАН: 1. Фотосинтез - это …. 2. Исходные и конечные продукты фотосинтеза. 3. Условия фотосинтеза. 4. Роль света. 5. Роль хлорофилла и хлоропластов. 6. Взаимосвязь строения и функций листа.
ФОТОСИНТЕЗ - процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды в листьях с использованием энергии света. Освещенные листья зеленого растения образуют крахмал
Характеристика фотосинтеза Постановка и решение в ходе обсуждения проблемных вопросов: какой из органоидов будет связан с наличием хлорофилла?какой из органоидов будет связан с наличием хлорофилла? где в растении много хлоропластов?где в растении много хлоропластов? обратите внимание на строение кожицы листа, что в ней особенного?обратите внимание на строение кожицы листа, что в ней особенного? Прочитав параграфы 34,35, ответьте на вопросы: Каковы условия фотосинтеза? Какова роль света?
Задания для самостоятельной работы 1. Прочтите в учебнике описание опыта, доказывающего образование крахмала в листьях на свету, и объясните: почему опытное растение необходимо примерно одни сутки выдержать в темноте? почему лист с растения, выдержанного в темноте, остается светлым при действии на него раствора йода, а лист с растения, находившегося на свету, окрасился в сине-фиолетовый цвет?
выдержанное в темноте растение поместили под стеклянный колпак, туда же поставили баночку с едкой щелочью, которая поглощает углекислый газ, и выставили на свет. Затем обесцветили лист и нанесли несколько капель йода. Лист не окрасился в синий цвет, значит, в нем не образовался крахмал, хотя растение находилось на свету. 2. Проанализируйте результаты следующего опыта:
3. Известно, что для получения 1 т урожая растению необходимо примерно 300 т воды. Сколько потребуется воды, чтобы получить урожай в 1000 т? Почему так много воды необходимо при выращивании растений? Решим задачу
Рассмотрите 4. Рассмотрите в учебнике на рисунке поперечный срез листа, найдите фотосинтезирующую ткань, покровную ткань и устьице. Вы знаете, что в процессе фотосинтеза крахмал образуется из углекислого газа и воды. Каким путем в клетки фотосинтезирующей ткани поступает углекислый газ? Прочтите 5. Прочтите в учебнике материал о процессе фотосинтеза и составьте его схематическую запись. Работаем дальше…
КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ Вопросы и задания для проверки знаний на обязательном уровне: 1. Что такое фотосинтез? Какой газ поглощается и какой выделяется в процессе фотосинтеза? 2. Какие условия необходимы для образования в листьях крахмала? 3. В процессе фотосинтеза в листьях растений образуется крахмал, который откладывается в запас. В каком органе откладывается крахмал в запас у картофеля? у пшеницы? у кукурузы? В каком виде откладывается крахмал в запас у картофеля? Как доказать, что у этих растений в запас откладывается крахмал? 4. Какие особенности строения и расположения листьев обеспечивают улавливание света, поглощение углекислого газа? Почему растения без света погибают? 5. Какое вещество клеток листа участвует в фотосинтезе? Как доказать, что в использовании растением света участвует это вещество? 6. Какие условия необходимы для фотосинтеза? Предложите опыты, с помощью которых можно убедиться в необходимости этих условий.
Фотосинтез - это процесс образования органических веществ из углекислого газа и воды в листьях с использованием энергии света. Необходимые условия для фотосинтеза - наличие достаточной освещённости и влаги. Фотосинтез происходит только в клетках растения, содержащих хлорофилл.