Свет и цвет
Проект учащихся 9 а класса
Цель: Изучить сложный состав белого солнечного света. Выяснить, как человек различает цвета. От чего зависит цвет окружающих тел и веществ.
Основные вопросы Как видит человек? Как устроен глаз? Что такое свет? Как объяснить разнообразие красок природы? Почему небо голубое? Почему закат красный? Почему фонари красного цвета?
Опыт Ньютона Исааку Ньютону принадлежат фундаментальные открытия в оптике. Он детально изучил дисперсию света, показав, что белый свет раскладывается на цвета радуги вследствие различного преломления лучей разных цветов при прохождении через стеклянную треугольную призму. Этим он заложил основы современной теории цвета.
Дисперсия Сущностью явления дисперсии является неодинаковая скорость распространения лучей света c различной длиной волны в прозрачном веществе оптической среде
Основные цвета Впервые непрерывный спектр на семь цветов разбил Исаак Ньютон. Скорее всего, Ньютон находился под действием европейской нумерологии и основывался на аналогии с семью нотами в октаве (сравните: 7 металлов, 7 планет…), что и послужило причиной выделения именно семи цветов.
Цвет Диапазон длин волн, нм Диапазон частот, ТГц Диапазон энергии фотонов, эВ Красный ,681,98 Оранжевый ,982,10 Желтый ,102,19 Зеленый ,192,48 Голубой ,482,56 Синий ,562,82 Фиолетовый ,823,26
Строение глаза человека
Фоторецепторы сетчатки - особые клетки, преобразующие свет в импульсы, поступающие в мозг ;по назначению они делятся: на "колбочки"( для дневного) и "палочки"(для зрения в темноте)
Палочки обеспечивают сумеречное и ночное зрение, а колбочки зрительное восприятие всей палитры цветов в дневное время.
Лабораторное исследование 1 Разложение белого света в спектр
Цель: установить с помощью стеклянной призмы, что белый свет состоит из семи цветов; определить их последовательность в спектре. Ход: пронаблюдать ход солнечных лучей через спектроскоп, записать порядок цветов в спектре
Оборудование: спектроскоп
Результат: наблюдатель видит семь цветов «к,о,ж,з,г,с,ф»
Лабораторное исследование 2 Сложение цветов Оборудование: Центробежная машина, набор цветной бумаги, ножницы.
Цель: Подтвердить возможность восприятия семи цветов как белого света Ход: приготовить семь цветных листочков- секторов, плотно приложенных друг к другу, закрывающих диск центробежной машины. Привести диск в быстрое вращение.
Вывод: При быстром вращении диск кажется белым. Методом проб мы установили, что размер секторов должен быть разным.
Объяснение красок природы: Попадая вещество, на какие-либо поверхности, свет может проходить, отражаться, рассеиваться, поглощаться. Предмет мы видим, например, желтым тогда, когда из всех составляющих, отражается только желтый цвет, а все остальные поглощаются.
Предмет черный, если он полностью поглощает все излучения (весь свет). Атмосфера, газы, жидкости могут свет рассеивать, то есть в них свет от своего пути может отклоняться.
Почему небо голубое, а закат красный? Небо над головой голубое, так как коротковолновые цвета рассеиваются сильнее. Красные длинноволновые лучи могут проходить большие расстояния, рассеиваются слабо.
Вечером лучи солнца проходят до наблюдателя больший путь, и преимущественно красные лучи достигают глаз наблюдателя.
Фонари на мачтах, крыльях самолетов – красного цвета, так как эти лучи меньше других рассеиваются и проходят большие расстояния.
Оптические иллюзии ошибки в зрительном восприятии, вызванные неточностью или неадекватностью процессов неосознаваемой коррекции зрительного образа.
Причины оптических иллюзий исследуют как при рассмотрении физиологии зрения, так и в рамках изучения психологии зрительного восприятия.
Игры с оптическими иллюзиями помогают изменять сознание. Мы хитростью заманиваем мозг на новые уровни восприятия. Мы начинаем видеть то, чего нет.
Заключение: Белый свет состоит из семи цветов, которым соответствует разная длина волн. Разным длинам соответствуют разные свойства. Глаз человека благодаря наличию свойств «колбочек» различает всю палитру цветов.
Список литературы и электронных источников: вета вета века века В. Л. Булат Оптические явления в природе. Москва «Просвещение»
Авторы проекта и презентации: Ильясова Юлия, Княгиничева Наталья, Николаева Валерия, Петухова Яна.