ТИПОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ Индо-буддийский тип культуры
Мировоззренческие основы индо- буддийской духовной традиции Тысячелетняя культурная традиция Индии сложилась в связи с развитием религиозных представлений Для индо-буддийской культуры характерно слияние религии и философии. Карма занимает особое место во всей культуре, в широком смысле это общая сумма поступков и их последствий, которые определяют характер настоящего и последующего существования.
Мировоззренческие основы индо- буддийской духовной традиции Сформировались шесть школ классической индийской философии: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. Каждая из них не похожа на западно- европейские рационалистические учения. В системе брахманизма все они считаются равноправной формой толкования истины.
Мировоззренческие основы индо- буддийской духовной традиции Будда (Сиддахартха Гаутама) – основатель буддизма. Привязанность к земному есть страдание. Источник страдания – жажда бытия. Прекращение страданий – устранение этой жажды. «никогда в этом мире ненависть не побеждается ненавистью», «пусть человек одолеет гнев благодушием, а зло добром», «можно победить тысячу людей в бою, но величайшим победителем будет тот, кто одержит победу над самим собой».
Мировоззренческие основы индо- буддийской духовной традиции Пришедшие в Индию арии положили начало варнам: брахманам, кшатриям, вайшьим, шудрам. Следствие кастового строя явились отчужденность между социальными группами. Традиционно сельская община – основа индийского общества. Замкнутый образ жизни общин ставил их вне политических бурь и потрясений.
Мировоззренческие основы индо- буддийской духовной традиции Индуизм – широкое религиозно культурное течение, распадающееся на ряд относительно независимых культов. Тантризм, культ Брахмы, Вишну, Шивы. Вишну – помощник людям, сообщает истину, сохраняет в опасности, избавляет от зла. Шива – бог разрушитель, мистик и аскет, покровитель искусства и учености, а также любовных утех.
Художественная культура Искусство Индии развивалось под влиянием религиозно-нравственных ценностей брахманизма, буддизма и индуизма. Первые художественные произведения одновременно были и сочинениями по вопросам веры, о смысле жизни и окружающего мира. Художник отождествляет себя с природой во всех ее настроениях, выражает гармонию человека с природой и вселенной
Художественная культура Жемчужины древнеиндийской литературы «Махабхарата» и «Рамаяна» - энциклопедии народной мудрости. Широкое распространение получил в Индии театр и драматическая литература. Из современных писателей особым уважением пользуется Рабиндранат Тагор, ему была присуждена Нобелевская премия по литературе (1913 г.).
Научное знание Почитание знаний – отличительная черта индийской культуры Особым почетом пользовались астрономия и математика. «Высшим благом среди всех зовут знание: его не отнять, оно неоценимо, оно никогда не иссякнет» «Царя чтут лишь в его стране, ученого - повсюду».