Образовательная среда как фактор развития личностной эффективности
изменение смысла понятия «образовательные результаты» результаты образования заключаются в развитии мотивационных, инструментальных и когнитивных ресурсов личности как фактора успешной социализации в современном обществе.
стратегическая цель современного образования социальная эффективность, выражающаяся в соответствии социальных эффектов образования стратегическим интересам развития общества; качество влияния образования на окружающую среду.
социальная эффективность образования содержательная характеристика – максимальное использование образования как фактора социального прогресса при минимуме издержек, всевозможных побочных негативных последствий; показатели – позитивное воздействие образовательного процесса на развитие лучших качеств личности; создание для личности наиболее комфортных условий жизни; улучшение всех сторон общественных отношений; формирование открытого демократического общества.
социальный эффект образования широкий социальный, как правило, отсроченный результат образования, опосредованный характером социализации и результатами социальной деятельности учащегося / выпускника.
внешняя эффективность образования социальная эффективность образовательных институтов для общества в целом.
Внутренняя эффективность образования частные эффекты образования, которые могут быть отслежены и определены на уровне субъектов образовательного процесса.
основа социальной эффективности новой школы социальная эффективность - естественное следствие личностной эффективности субъектов образовательного процесса; личностная эффективность (эффективность отдельной личности)- необходимый фактор средство достижения социальной эффективности, стратегическая цель современного образования.
Социальная миссия новой школы: наращивание личностной эффективности субъектов образования
развитие личностной эффективности три взаимосвязанные линии: общественные тенденции и потребности; индивидуальные особенности личности и их развитие; успешность деятельности человека в обществе.
успешность во внешнем плане - степень принятия социумом способов и результатов деятельности человека; во внутреннем плане - удовлетворённость собственными способами и результатами деятельности личности.
В контексте обозначенных позиций воспитание не внешний по отношению к обучающемуся процесс, а внутренний – обретение (интериоризация) личностью базовых ценностей.
проектирование образовательной среды существенное условие достижения воспитательных целей сформулированных в концепции ФГОС.
Качественные характеристики среды эффективной школы системность; целостность; открытость; диалогичность.
Системность образовательной среды достигается на основе четкого представления участниками образовательного процесса о системе целей всех уровней (федерального, регионального, муниципального, образовательного учреждения, классного коллектива, личности обучающегося); реализуется системой подпрограмм, совокупность которых образует образовательную программу ОУ; Образовательная программа выступает в роли системообразующего компонента образовательной среды.
Целостность образовательной среды выражается в том, что образовательная среда включает в себя все необходимые компоненты и образует интегративное пространство социального, культурного и собственно образовательного и предполагает: целостную, направленную на освоение содержания образования и преобразование себя как личности, деятельность обучающегося; разнообразие форм образовательной деятельности; взаимосвязь и взаимодополняемость урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Открытость образовательной среды предусматривает взаимодействие и взаимовлияние социокультурной образовательной среды, окружающей молодого человека, и воспитательного пространства, организуемого педагогами, интеграцию образовательных учреждений и социума, широкое участие всех субъектов образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия.
Диалогичность образовательной среды предполагает основанное на способности к продуктивному диалогу взаимодействие всех субъектов образовательной среды с познаваемой действительностью, при котором происходит обмен духовно- интеллектуальным содержанием (взглядами, пониманием, ценностями и др.); признание ценностно-смыслового равенства участников образовательного процесса.
Внутренняя эффективность образовательной среды школы зависит от овладения и реализации педагогами личностно-развивающих стратегий взаимодействия в образовательном процессе.
проектирование образовательной среды эффективной школы предполагает: взаимодействие педагога и обучающихся через системно-деятельностный, исследовательский подход в образовании; совместное социально-педагогическое проектирование и успешную самореализацию всех участников образовательного пространства.
Достижение социальной эффективности как основного образовательного результата актуализирует необходимость проектирования образования как института успешной личностной и профессиональной социализации и рассмотрения социализации и социального становления личности как ведущей функции новой школы; переход качества образования на иной, более высокий уровень.
воспитание предполагает развитие, сохранение и преобразование личностной эффективности и позиционируется как приоритет образования.
БЛАГОДАРИМ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!!!