Подходы к проведению различных оценочных процедур оценки качества образования в субъектах Российской Федерации и на федеральном уровне Всероссийский семинар по вопросу формирования общероссийской системы оценки качества образования 30 октября 2013 года, г. Саратов И.А. Вальдман зав. лабораторией контроля и мониторинга в образовании ИУО РАО, директор Российского Тренингового центра ИУО РАО, к.п.н.
Базисные вопросы ОСОКО на примере школьного образования 1)Какие образовательные результаты демонстрируют школьники? Какова их динамика? 2)Какой вклад в эти результаты вносит школа? 3)Какие факторы определяют качество школьного образования? 4)Какие оценочные процедуры необходимо использовать? 5)Каким образом следует использовать результаты оценочных процедур?
Программы оценки образовательных достижений – необходимый набор для эффективной системы ОКО Виды программ оценки Государственные экзамены Оценка на уровне класса Мониторинговые исследования Национальные мониторинги Вступительные Выпускные вопросы тесты наблюдения Международные справнительные исследования учебные задания
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Международные исследования Международные исследования + ЕГЭ Международные исследования + ЕГЭ (ГИА) + мониторинговые исследования … Закон «Об образовании в Российской Федерации» Федеральная целевая программа развития образования Государственная программа «Развитие образования» на гг. Система ОКО в ключевых правительственных документах:
Процедуры оценки образовательных достижений в РФ Экзамен выпускной Экзамен вступительный Национальные мониторинги Международ. справ. исследов. Единый государственный экзамен, 11 класс Государственная итоговая аттестация, 9 класс Единый государственный экзамен, 11 класс В стадии апробации: Готовность к обучению в начальной школе (1 класс) Оценка качества начального образования (4 класс) Диагностика читательской грамотности (5- 9 классы) Оценка ИК-компетентности учащихся (9 класс) PISA, TIMSS, PIRLS, ICCS, ICILS, … + ОЦЕНКА НА УРОВНЕ ШКОЛЫ Внутриклассное оценивание (много контроля, мало обратной связи, «вычитательный» принцип оценивания) Оценка индивидуального прогресса (инициативные проекты SAM, Дельта, мониторинг обр. достижений в нач. школе)
ОСОКО завтра ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ» на годы В общем образовании планируются следующие мероприятия: Подготовка кадров в области оценки качества образования. Разработка и экспертиза контрольно-измерительных материалов. Участие в международных исследованиях качества образования. Проведение федеральных и региональных мониторингов качества образования и социализации. Независимые оценки с участием общества (общественные рейтинги, соц. навигаторы, учёт мнения потребителей, привлечение негосударственных организаций и независимых экспертов).
ОСОКО завтра. Оценка образовательных достижений Государственные экзамены Национальные мониторинги Международ. справ. исследов. Единый государственный экзамен, 11 класс Государственная итоговая аттестация, 9 класс Готовность к обучению в начальной школе (1 класс) Централизованный мониторинг образовательных достижений учащихся начальной и основной школы (4, 6, 8 классы) Мониторинг готовности учащихся основной школы (9 класс) к выбору образовательной и профессиональной траектории Мониторинг социализации молодёжи в возрасте 16 лет. PISA, TIMSS, PIRLS, ICCS, ICILS, TALIS, ECES + ОЦЕНКА НА УРОВНЕ ШКОЛЫ Внутриклассное оценивание (разнообразные инструменты, критериальное оценивание, «накопительный» принцип оценивания) Оценка индивидуального прогресса
ОСОКО завтра. Процедуры ОКО: экзамены и мониторинги ЦМОД – Централизованный мониторинг обр. достижений в соответствии с ФГОС М1 – мониторинг готовности (9 кл.), М2 – мониторинг социализации (16-летние) Готовность к школе ЕГЭ ГИА ЦМОД PIRLS TIMSS ICCS ICILS PISA М2 М1
Штрихи к «идеальному» портрету федерального мониторинга образовательных достижений школьников Инструментарий. Стандартизированные измерительные материалы и анкеты для сбора контекстных данных. Охват. Репрезентативные федеральная и региональные выборки. Участники. Учащиеся 4, 6, 8 классов. Периодичность. 1 раз в 3-5 лет. Содержание оценки. личностные, метапредметные, предметные результаты (по математике, русскому языку постоянно и ряду других предметов периодически). Использование результатов. Для оценки результатов деятельности образовательных систем и принятия управленческих решений на разных уровнях системы образования. Без последствий для школ и учителей.
Оценка деятельности общеобразовательных организаций 1. Независимая система оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги. Постановление Правительства РФ от Приказ Минтруда РФ от Рекомендации Минобрнауки Росссии от Рейтинги, Публичные доклады, Открытые данные, Результаты оценки 2. Самообследование (самооценка) образовательной организации. Приказ Министерства образования и науки РФ от 14 июня 2013 г. 462
Актуальные задачи по построению региональных систем оценки качества образования Инструментарий Введение мониторинговых исследований качества образования. Оценка работы школ, муниципалитетов, региона (рейтинги, НСОКО, …) Самообследование (самооценка) школы. Кадры Подготовка специалистов по педагогическим измерениям. Обучение педагогов и администраторов школ в рамках системы ПК. Подготовка специалистов по интерпретации результатов и аналитике. Аналитика Введение корректных методик анализа и интерпретации результатов. Интерпретация результатов под запросы потребителей. Разработка вариантов управленческих решений (рекомендации, учёт рисков).
Регионы не стоят на месте. Несколько примеров из опыта работы Российского тренингового центра ИУО РАО Работы по РСОКОРегионы РФ Проектирование модели РСОКО и её реализация на практике Томская область, Алтайский край, Хабаровский край, ЯНАО, Новосибирская область Разработка и проведение региональных мониторингов Томская область, Новосибирская область, Хабаровский край, ЯНАО, Красноярский край, Республика Татарстан
Регионы не стоят на месте. Несколько примеров из опыта работы Российского тренингового центра ИУО РАО Работы по РСОКОРегионы РФ Разработка программ повышения квалификации управленческих и пед. кадров по «оценочной» компетентности. Томская область (действующие программы ПК), Алтайский край, ЯНАО (в разработке) Интерпретация результатов и подготовка целевых информационных продуктов по ОКО Новосибирская область, Красноярский край, Алтайский край,, Чувашская Республика, Хабаровский край, ЯНАО Разработка процедуры самообследования (самооценки) школы Алтайский край, ЯНАО, Хабаровский край
Ближайшая тактическая задача по введению мониторингов качества образования в России Необходимо обеспечить переход от конкурсных и проектных механизмов (ФЦПРО) в организации оценочных процедур к их стабильному проведению уполномоченными профессиональным организациями. Конкурсные механизмы финансирования позволили разработать и апробировать некоторые образцы инструментария мониторинга. Для создания системы федеральных мониторингов и ведения их в практику на постоянной основе необходимо вводить работы по проведению конкретных мониторингов в функционал конкретных организаций.
Спасибо за внимание! Данная презентация подготовлена на основе: 1. Анализа передовых международных практик. 2. Опыта РАО по реализации проектов в области ОКО. 3. Работ и экспертных обсуждений, проведённых в ходе подготовки подпрограммы «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» гос. программы «Развитие образования» на гг. 4. Экспертных обсуждений в ходе учебных мероприятий, проводимых в гг. Российским тренинговым центром ИУО РАО с участием регионов РФ (более 40 регионов и 6000 чел.) и стран СНГ.