Педагогический совет «Системно-деятельностный подход в контексте реализации ФГОС на ступени начального и основного общего образования». Повестка дня 1. Сущность системно-деятельностного подхода в обучении учащихся. Галюшкина О.И. 2. Роль учителя в организации самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Кречетова Т.В. 3. Структура и типология уроков в начальной школе в рамках системно- деятельностного подхода (алгоритм построения уроков). Воронкова И.В. 4. Образовательные технологии, реализующие системно-деятельностный подход в начальной школе. Воробьёва Т.А. 5. Организация внеурочной деятельности учащихся, направленная на формирование УУД учащихся. Новосёлова Е.А. 6. Сущностные характеристики нового качества образования на уроках истории и обществознания в рамках ФГОС. Шутова В.С. 7. Формирование УУД в ходе реализация курса географии в основной школе. Сахарова О.В. 8. Роль учителя математики в формировании и совершенствовании УУД учащихся. Афанасьева Л.Д.
Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. Г. Гегель Педсовет на тему «Системно-деятельностный подход в контексте реализации ФГОС на ступени начального и основного общего образования»
Системно- деятельностный подход Организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия
Успех – это достижение какого-то значимого результата Требования современного времени: необходимо не только получить определённый объём знаний по всем предметам, но и научиться постоянной готовности к переменам, готовности к творчеству.
Реализация деятельностного подхода возможна при любой программе и обеспечивается системой дидактических принципов: Принцип деятельности: ученик, получая знания не в готовом виде, а, добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности. Принцип непрерывности: преемственность между всеми ступенями и этапами обучения Принцип целостности: формирование учащимися обобщенного системного представления о мире Принцип минимакса: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном уровне и обеспечить его усвоение на уровне социально безопасного минимума (госуд стандарта). Принцип психологической комфортности: создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы Принцип вариативности: формирование учащимися способностей к систематическому выбору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. Принцип творчества: творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся опыта творческой деятельности.
Элементы сравнения Традиционный урок Урок в режиме деятельностного подхода Формулирование темы урока Учитель сообщает учащимся Формулируют сами учащиеся Постановка целей и задач Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания Планирование Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели Практическая деятельность учащихся Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальная форма организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются групповая и индивидуальная форма организации деятельности) Осуществление контроля Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля по предложенному эталону) Осуществление коррекции Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно Оценивание Учитель оценивает работу на уроке Учащиеся участвуют в оценке своей деятельности по её результатам Итог урока Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили Проводится рефлексия Домашнее задание Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей
Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность – в этом функция учителя. Интерес и успешность обучения
Системно- деятельностный подход это не совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.