Цель урока: дать понятие причастного оборота, научить различать его в тексте, усвоить постановку знаков препинания при причастном обороте, отработать практические навыки, развивать логическое мышление, внимание, креативность, воспитывать интерес к окружающему миру.
Только люди, увлечённые жизнью, способны понимать и творить прекрасное. А. де Сент-Экзюпери
растущая сосна одиноко растущая Одиноко растущая сосна привлекла наше внимание.
Что такое причастный оборот? Как называется слово, к которому относится причастие или причастный оборот? Когда причастный оборот выделяется запятыми?
Подберите к выделенным словам подходящие по смыслу причастные обороты. Запишите их, расставляя необходимые знаки препинания. Стояла осень_____________________________________________ ______. Мы уже несколько дней жили у озера и ловили рыбу. На стоянке у нас горел костёр____________________________________________ _________. Мы сжигали в нём валежник, старались поддерживать огонь и днём и ночью. Над нами шептались ветки старых сосен___________________________. Сквозь облетевшие леса были видны далёкие облака___________________ ____________________________________. Слова для справок: росших на берегу, проплывавшие в синем густом воздухе, отпугивавший волков, щедро дарившая нам солнце и туманы.
Укажите причастные обороты, объясните постановку или отсутствие запятых при причастных оборотах. Слабо дол..тало пение птиц, посв..щённое во..ходу великого солнца. И светлые лучи, пролетающие над головами детей, ещё не грели. Б..розовый лист, пр..упитанный ар..мутной см..лой, сверкал в вечерних лучах.Ореховые серё(ж, ш)ки начали пылить, и под каждой порхающей в орешнике птичкой взлетал дымок. Направо от нас у самого озера шумел высокий забор, налево был дикий (не) вылазный болотный лес, п..р..ходящий в огромные болотные пространства. (По М. Пришвину)
Замените выделенную часть предложения причастным оборотом. Мальчики стараются выполнять все поручения, которые дала им бабушка. Учащиеся средней школы позаботились о своих ровесника х, которые живут в школе-интернате. Школьники, которые работают с микрокалькулятора ми, быстро проверяют полученный результат. И..иллюстрации к ра..казам, которые были пр..сланы на конкурс, выполнены хорошо.
Расставьте пропущенные знаки препинания. Родные уголки Я с детства был привязан к природе, потому что во мне жило стремление к миру и тишине. Тиха и извилиста речка протекавшая в укрытых ивняком и ольховником берегах. Чудесными, полными сказочных тайн казались мне в детстве родные уголки, душистые поляны заросшие земляникой. В лесу и в поле я учился видеть и слышать. Я слышал, как распускаются цветы и растут травы, умел находить душистые ягоды скрывавшиеся в тени кустарников. С бьющимся сердцем ходил я по земле украшенной зеленью и цветами. (По И.Соколову-Микитову)
Прочитайте текст, найдите пунктуационные ошибки. Выпишите предложения, исправив ошибки. Отживающие свой век, деревья среди множества других незаметны. Кое-где лежат по лесу огромные стволы, сломанных бурею, дубов, лип, берёз и осин. При своём падении они согнули и поломали молодые соседние деревья продолжающие всё же расти и зеленеть.Трупы лесных великанов, тлеющие внутри, долго сохраняют наружный вид. Мне нередко случалось вскочить на такой древесный труп и провалиться с ногами до земли. Облако гнилой пыли напоминаю- щей пыль сухого дождевика обхватывало меня на несколько секунд. (По С.Аксакову)