Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи Автор: Рогачева Дарья Сергеевна МБОУ СОШ 28 г.о. Самара
Цель и задачи Цель: обобщение и закрепление правил правописания не с различными частями речи Задачи: обобщить и систематизировать навыки и умения слитного и раздельного написания НЕ с различными частями речи; совершенствовать орфографические, пунктуационные и коммуникативные навыки; формирование умения работать самостоятельно, в паре или группе.
Тип и форма урока Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим. Сократ Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний Форма урока: урок - деловая игра «Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи»
Правила проведения урока Все учащиеся делятся на две команды, в каждой одинаковое количество участников. В ходе игры на каждом этапе заданий каждая команда набирает баллы, отвечая на вопросы и выполняя практические задания. Та команда, которая набирает большее количество баллов, выигрывает, победители получают «пятерки».
Проверка домашнего задания Домашнее задание: придумать 5 предложений, в которых употребляются слова с НЕ, выраженные разными частями речи. Несколько учеников записывают свои предложения на доске. 1.НЕ………….. 2.….НЕ……….. 3.…..НЕ.
Повторение и систематизация изученного материала. А) ответы учащихся на вопросы учителя. Вопросы 1. В каких случаях НЕ с именами существительными пишется слитно, а в каких – раздельно? 2.Вспомните, когда НЕ с именами прилагательными пишется слитно, а когда раздельно? 3. Как пишется НЕ с глаголами? 4. Расскажите о случаях слитного и раздельного написания НЕ с причастиями?
Вопросы учителя (продолжение) 5. Что вам известно о правописании НЕ с деепричастиями? 6. Прокомментируйте случаи слитного и раздельного написания НЕ с наречиями, оканчивающимися на -о или –е.
Б) выполнение практических заданий Практическое задание 1 для команды 1. Раскройте скобки, выбрав правильный вариант написания НЕ с той или иной частью речи, перепишите басню И.А. Крылова «Свинья под дубом» в тетрадь.
И.А. Крылов «Свинья под дубом» «Свинья под Дубом вековым Наелась желудей досыта, до отвала; Наевшись, выспалась под ним; Потом, глаза продравши, встала И рылом подрывать у Дуба корни стала. "Ведь это дереву вредит", Ей с Дубу ворон говорит: "Коль корни обнажишь, оно засохнуть может".- "Пусть сохнет", - говорит Свинья,- "(Ни, не?) чуть меня то (не) тревожит; В нем проку мало вижу я; Хоть век его (не) будь, (ни, не?) чуть не пожалею, Лишь были б желуди: ведь я от них жирею".- "(Не)благодарная!" примолвил Дуб ей тут: "Когда бы вверх могла поднять ты рыло, Тебе бы видно было, Что эти желуди на мне растут". ______________ (Не)вежда также в ослепленье Бранит науки и ученье, И все ученые труды, (Не) чувствуя, что он вкушает их плоды».
Орфограммы Не будь - глагол в повелительном наклонении, НЕ с глаголами пишется раздельно, кроме слов, которые не употребляются без НЕ. Не пожалею - глагол; Неблагдарная – прилагательное, пишется слитно, можно заменить синонимом без НЕ. Невежда – существительное, пишется слитно, не употребляется без НЕ. Не чувствуя – это деепричастие. НЕ с деепричастиями всегда пишется раздельно. Исключение составляют слова, которые не употребляются без НЕ.
Практическое задание 1 для команды 2 Раскройте скобки, выбрав правильный вариант написания НЕ с той или иной частью речи, перепишите басню И.А. Крылова «Волк на псарне» в тетрадь.
И.А. Крылов «Волк на псарне» «Волк, ночью, думая залезть в овчарню, Попал на псарню. Поднялся вдруг весь псарный двор. Почуя серого так близко забияку, Псы залились в хлевах и рвутся вон на драку;. Псари кричат: «Ахти, ребята, вор!» И вмиг ворота на запор; В минуту псарня стала адом. Бегут: иной с дубьем, Иной с ружьем. «Огня!» кричат: «огня!» Пришли с огнем. Мой Волк сидит, прижавшись в угол задом. Зубами щелкая и ощетиня шерсть, Глазами, кажется, хотел бы всех он съесть; Но, видя то, что тут (не) перед стадом, И что приходит, наконец, Ему расчесться за овец, Пустился мой хитрец В переговоры, И начал так: «Друзья! К чему весь этот шум? Я, ваш старинный сват и кум, Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры; Забудем прошлое, уставим общий лад! А я, (не) только впредь (не) трону здешних стад, Но сам за них с другими грызться рад, И волчьей клятвой утверждаю, Что я... » «Послушай-ка, сосед», Тут ловчий перервал в ответ: «Ты сер, а я, приятель, сед, И волчью вашу я давно натуру знаю; А потому обычай мой: С волками иначе (не) делать мировой, Как снявши шкуру с них долой». И тут же выпустил на Волка гончих стаю».
Орфограммы Не перед, не ради, не только – в этих словах НЕ является отрицательной частицей, поэтому в данном контексте пишется раздельно. Не трону, не делать – глаголы, с которыми НЕ всегда пишется раздельно. Исключения составляют только те случаи, когда слово не употребляется без НЕ.
Практическая работа 2 (для команд 1,2) Раскройте скобки, выбрав правильный вариант написания НЕ с той или иной частью речи; объясните свой выбор.
«Необучаемые» Необучаемые Урок в нашем классе, по-видимому, произвел на новую учительницу химии (не)неизгладимое впечатление. Во всяком случае, сразу после этого урока она заболела (не)излечимым вот уже третью неделю насморком. Правда, кое-кто полагает, что насморк у нее начался от (не)прекращающихся потоков слез, а слезы – от жалости к нам и к себе. К себе – потому что она беженка и деваться ей (не)куда, а к нам – потому что (не)обучаемые. Учителей химии в нашей школе уже побывало видимо-(не)видимо, но больше полугода никто (не)продержался. Дело в том, что школа у нас гуманитарная, и точные науки (не)любимы учениками. Говорят, как-то раз на педсовете (не)подряжаемай в своем остроумии математик сказал: «Я буду счастлив, если все выпускники нашей школы будут твердо знать, что такое (не)сократимая дробь, и перестанут считать квадратные уравнения (не)определяемым понятием из области геометрии». «Вот пример (не)обоснованного оптимизма, (не)исправимого никакими методами! – возопил физик. – Сегодня в девятом А Оля Тимошина пожаловалась мне на (не)образованную подружку, которая пыталась ей доказать, что Земля круглая». «Опять этот (не)выносимай девятый А и (не)вменяемая Тимошина...» – вздохнула директриса. Девятый «А» – это как раз наш класс, и к нам пришла эта (не)счастная химичка, которая раньше жила в Баку, работала инженером-технологом на парфюмерной фабрике и считалась никем (не)заменимым сотрудником. Бедняжка, она попросила нас привести пример какой-нибудь ни в чем (не)растворимой соли! Почти рыдая от хохота, наши девчонки наперебой кричали: «Как же соль может быть (не)растворимой? Кто же (не)соленое есть станет?». Выражение лица у учительницы было (не)описуемое: в глазах стояли уже (не)отврати мое слезы, губы (не)стерпимо дрожали. Правда, глаза показались мне (не)устрашимыми. И что- то говорит мне: она выздоровеет и докажет всем, что (не)исправимых балбесов (не)бывает, что только ученики, (не)обучаемые учителями добросовестно, могут показаться (не)обучаемыми.
Орфограммы - «Ненеизгладимое» - отглагольное прилагательное на –май, всегда пишется с НЕ слитно. - «Неизлечимым» - причастие, пишем слитно, т.к. не имеется зависимых слов и противопоставления с союзом а. -«Непрекращающихся» - причастие, пишем слитно, т.к. не имеется зависимых слов и противопоставления с союзом а. - «Некуда» - местоименное наречие, где не от последующего местоимения не отделено предлогом. -«Необучаемые» - причастие, пишем слитно, т.к. не имеется зависимых слов и противопоставления с союзом а. -- «Видимо-невидимо» - наречие, оканчивающееся на –о, сочетание с не служит не для отрицания, а для выражения нового, противоположного понятия. - «Не продержался»- глагол, с которым НЕ всегда пишется раздельно. - «Не любимы» - причастие в краткой форме, краткие причастия всегда с не пишутся раздельно.
Орфограммы «Неподряжаемай» - отглагольное прилагательное не употребляется без НЕ. - «Несократимая» - причастие, пишем слитно, т.к. не имеется зависимых слов и противопоставления с союзом а. - «Неопределяемым» - причастие, пишем слитно, т.к. не имеется зависимых слов и противопоставления с союзом а. -«Необоснованного» - причастие, пишем слитно, т.к. не имеется зависимых слов и противопоставления с союзом а. -«Не исправимого» - причастие, пишется раздельно, потому что в предложении при нем есть зависимые слова «никакими методами» -«Необразованную» - причастие, пишем слитно, т.к. не имеется зависимых слов и противопоставления с союзом а. -«Невыносимай» - причастие, пишем слитно, т.к. не имеется зависимых слов и противопоставления с союзом а. -«Невменяемая» - причастие, пишем слитно, т.к. не имеется зависимых слов и противопоставления с союзом а.
Орфограммы -«Несчастная» - прилагательное, пишем слитно, не употребляется без НЕ. -«Никем не заменимым» - отглагольное прилагательное с отрицательным местоимением в качестве пояснительного слова, пишется раздельно с НЕ. -«Ни в чем не растворимой» - отглагольное прилагательное с отрицательным местоимением в качестве пояснительного слова, пишется раздельно с НЕ. -«Нерастворимой» - причастие, пишем слитно, т.к. не имеется зависимых слов и противопоставления с союзом а. -«Несоленое» - прилагательное, пишем слитно, можно заменить синонимом без НЕ. -«Неописуемое» - причастие, пишем слитно, т.к. не имеется зависимых слов и противопоставления с союзом а. -«Неотврати мое» - отглагольное прилагательное,не употребляется без НЕ. -«Нестерпимо» - наречие оканчивающееся на –о. Пишем слитно, потому что оно не употребляется без НЕ.
Орфограммы -«Неустрашимыми» - причастие, пишем слитно, т.к. не имеется зависимых слов и противопоставления с союзом а. -«Неисправимых» - причастие, пишем слитно, т.к. не имеется зависимых слов и противопоставления с союзом а. -«Не обучаемые добросовестно» - причастие, пишется раздельно, потому что в предложении при нем есть зависимое слово «добросовестно»
В) Формулировка выводов. Обобщающая таблица «Правописание НЕ с различными частями речи»
Домашнее задание Создать миниатюру, в которой бы употреблялись слова различных частей речи с НЕ по любой интересующей вас теме.
Подведение итогов урока - деловой игры
Источники 1. Долбилова Ю.В. Нестандартные и игровые уроки по русскому языку: 5-8 классы – Ростов н/Д: Феникс, с. – (Здравствуй, школа!). 2. Источник шаблона: преподаватель английского языка Суркова Ольга Степановна, ГАОУ СПО «Набережночелнинский медицинский колледж» сайт: 3. Крылов И.А. «Свинья под дубом» - М.: Изд-во Детгиз, Крылов И.А. «Волк на псарне» - М.: Изд-во Детгиз, Необучаемые. Диктант // Газета «Русский язык» - М.: Издательский дом «Первое сентября», С.12.