Тема урока: Коллективизация – успех или трагедия крестьянина-труженика… Агафонова Елена Александровна, учитель истории и обществознания МОУ СОШ с. Шереметьевка Лысогорского района Саратовской области
Цель урока: показать процесс превращения крестьян - индивидуальных тружеников и собственников в класс социалистического общества. Задачи урока: Образовательная – сформировать целостное представление о причинах, содержании, значении и последствиях сплошной коллективизации. Раскрыть процесс и методы проведения коллективизации. Развивающая - развивать навыки и умения аргументировано высказывать свое мнение, личностных оценочных суждений, развивать интерес к предмету, формировать ответственное отношение к миру. Воспитательная - постановка морально – этической проблемы соотношения целей и средств коллективизации; попытаться осмыслить и понять, что избранный вариант коллективизации стал началом краха российского крестьянства и всего аграрного сектора в целом, воспитать уважительное отношение к человеку труда, научиться сопереживать труженикам села, на долю которых выпало много испытаний.
План урока. Состояние сельского хозяйства накануне коллективизации. Борьба в партийном руководстве по вопросу коллективизации. Коллективизация: причины, сроки, принципы, основные этапы. Итоги коллективизации.
С опорой, на какие слои деревни проводилась коллективизация? Когда мы пишем закон для всей страны, необходимо иметь в виду разумных и сильных, а не пьяных и слабых. П. А. Столыпин
Какая дискуссия проходила в руководстве партии по вопросу коллективизации?
Причины коллективизации (запись в тетрадь). Потребность государства в огромных средствах для индустриализации. Мелкие частные крестьянские хозяйства не могли поставлять государству в достаточном количестве продукцию сельского хозяйства. Частные крестьянские хозяйства были независимы от государства. Хлебозаготовительный кризис 1927г. Увеличение в селе за годы НЭПа числа сельской буржуазии – кулаков, что противоречило социалистической идеологии.
1929 г. – выход статьи И.В. Сталина «Год великого перелома» 1929.
Каличев В. Коллективизация
1930 г. – статья И.В. Сталина «Головокружение от успехов»,
Цели коллективизацииРезультаты коллективизации Последствия коллективизации Налаживание канала перекачивания средств из деревни в город на нужды индустриализации Обретение канала перекачивания средств из села в город на нужды индустриализации Отвлечение огромных средств от развития сельскохозяйственного производства и инфраструктуры села Ликвидация кулачества как класса Укрепление социальной базы сталинской диктатуры Огосударствление сельскохозяйственного производства Полное огосударствление экономики Отчуждение крестьян от собственности и результатов труда; ликвидация экономических стимулов развития сельскохозяйственного производства Ликвидация «аграрного перенаселения» Значительное сокращение численности сельского населения Массовый «исход» крестьян из деревни. Дефицит рабочей силы на селе
Почему Солженицын назвал коллективизацию экспериментом, «из-за которого Россия потеряла 20 век»?
Последствия коллективизации Массовый голод в 1932 – 1933гг. Отчуждение крестьян от собственности и результатов труда. «Исход» крестьян из деревни. Укрепление социальной базы сталинской диктатуры. Ликвидация экономических стимулов сельхозпроизводства.
Стадия рефлексии. Дайте свою оценку коллективизации. Что вы находите позитивным, а что негативным? Мнение обоснуйте. Вы считаете коллективизацию успехом или трагедией? Рассмотрите ситуацию с разных точек зрения. Как процесс коллективизации отразился на истории вашей семьи?
Домашнее задание Написать эссе «Цена великого перелома»; «Голод и коллективизация: рукотворная трагедия»; «Коллективизация – успех или трагедия крестьянства?!»
Интернет-ресурсы collection.edu.ru/dlrstore/ e-b2d a96a-02366ae2429c/[IS11RO_3-03]_[SH_06].swf collection.edu.ru/dlrstore/ e-b2d a96a-02366ae2429c/[IS11RO_3-03]_[SH_06].swf collection.edu.ru/dlrstore/b45a55cd f- 9b86-07d0f592e925/%5BIS9IR_3- 28%5D_%5BTS_03%5D.html collection.edu.ru/dlrstore/b45a55cd f- 9b86-07d0f592e925/%5BIS9IR_3- 28%5D_%5BTS_03%5D.html collection.edu.ru/dlrstore/417413ab-13ae-426b- a84f cb29c/%5BIS9IR_3- 28%5D_%5BTS_04%5D.html collection.edu.ru/dlrstore/417413ab-13ae-426b- a84f cb29c/%5BIS9IR_3- 28%5D_%5BTS_04%5D.html