Работу выполнили Титова Любовь Юрьевна учитель истории и обществознания высшей категории МОУ Кушнурской СОШ Шарангского района Нижегородской области Протасова Роза Михайловна учитель истории и обществознания высшей категории МБОУ Большеустинской ООШ Шарангского района Нижегородской области
Аннотация В основу занятия положена логика раскрытия содержания крестьянской реформы 19 века через критическое мышление, анализ исторического источника с помощью дифференциального алгоритма чтения, через заполнение схем с опорой на слайды презентации, составление синквейна, индивидуальную работу. Учащиеся получают возможность выяснить то, что это падение произошло в результате реформы, проведённой сверху, в интересах помещиков – крепостников, а не в результате буржуазной революции. Соответственно характер крестьянской реформы – помещичье - крепостнический. Данный урок является частью темы « Великие реформы » Материал данного урока может быть использован в деятельности ученика и учителя как в 8 классе, так и на уроках в 10 классе, а также во внеклассной работе, и на факультативных занятиях.
Программа по истории и обществознанию. М, Просвещение, Учебник А. А. Данилов, Л. Г. Косулина История России 19 век § 20. М, Просвещение 2007 Данный урок является частью темы « Отмена крепостного права ». Материал данного урока может быть использован в деятельности ученика и учителя как в 8 классе, так и на уроках в 10 классе, а также во внеклассной работе, и на факультативных занятиях.
урока Тема урока Результат обучения 1 Предпосылки и необходимость отмены крепостного права Причины отмены крепостного права, российская « оттепель » 2 Крестьянская реформа 1861 года Проекты реформы, основные положения крестьянской реформы 3-4 Либеральные реформы х гг.19 века Значение Великих реформ
Критическое мышление Дифференцированный алгоритм чтения исторического текста - основные положения крестьянской реформы 1861 года Маркированный текст Синквейн Анализ литературных источников - отрывок из поэмы Н. А. Некрасова « Кому на Руси жить хорошо »
Тип урока : урок изучения нового материала Вид урока : смешанный Цели урока : Образовательная : познакомить учащихся с реформой отмены крепостного права, выяснить её основные положения, значение для развития страны, дать оценку реформе ; Развивающая : развивать навыки работы с документами, статистическими данными, обобщать материал, выделять главное. Воспитательная : воспитывать чувство патриотизма План урока : Подготовка крестьянской реформы Основные положения крестьянской реформы 1861 года. Значение отмены крепостного права
19 февраля 1861 года -» Манифест об освобождении помещичьих крестьян »; « Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости »; временнообязанные крестьяне ; отрезки ; мировой посредник ; уставная грамота, переход на выкуп.
1. Мультимедийный проектор 2. Компьютер. 3. Карта « Отмена крепостного права в России в 1861 году »
Новая история : Движение за отмену рабства и Гражданская война в США. Обществознание : Роль политической сферы в жизни общества. Реформы. Литература : Н. А. Некрасов « Кому на Руси жить хорошо »
Дидактическая структура урока Методическая подструктура урока Тема урока, план урока, возможная личностно - значимая проблема Тема : Отмена крепостного права в России в 1861 году. План : 1. Подготовка отмены крепостного права 2. Отмена крепостного права 3. Значение отмены крепостного права. Возможная личностно - значимая проблема : Почему Н. А. Некрасов о крестьянской реформе написал следующее : « Порвалась цепь великая, порвалась - расскочилася : одним концом по барину, другим - по мужику !»? Проблемное задание на урок : Раскрыть сложность, двойственность и противоречивость крестьянской реформы. Планируемые результаты изучения материала Учащиеся понимают, что реформа дала гражданские права и свободы 25 млн. крестьян, но не наделила их землёй ; вводятся в оборот новые термины – временнообязанные крестьяне, отрезки, выкуп.
Дидактическая структура урока Методическая структура урока Методы и приёмы обучения. Формы организации учебной деятельности. Проверка домашнего задания.5 минут. Учитель : беседа, постановка проблемы, цели урока Ученики : актуализация знаний. Метод : постановка риторических вопросов Изучение нового материала. Осмысление. 30 минут 1. Подготовка отмены крепостного права. Учитель : беседа с классом с опорой на слайд презентации с опорой на слайд презентации Ученики : работа в группах, работа в тетрадях - схема в тетради схема в тетради Проблема : условия отмены крепостного права в проектах Назимова, либеральных чиновников и помещиков и Александра 2. Александра 2. Метод : критическое мышление, групповое принятие решения 2. Отмена крепостного права Учитель : постановка проблемы, схема алгоритма схема алгоритма Ученики : анализ исторического источника, самостоятельная работа - заполнить схему в тетради схему в тетради
Дидактическая структура урока Методическая структура урока Проблема : проанализировать процедуру освобождения крестьян. Метод : дифференциальный алгоритм чтения исторического источника 3. Значение отмены крепостного права Учитель : беседа с классом беседа с классом Ученики : заполнение схемы в тетради заполнение схемы в тетради Проблема : двойственный характер реформы Метод : индивидуальная работа Рефлексия. Домашнее задание.10 минут. Учитель и ученики : обсуждение проблемы с использованием презентации. презентации. Синквейн. Синквейн.
Александр 2 Освободитель
Отмена крепостного права в России
Подготовка крестьянской реформы 30 марта 1856 г. речь Александра I перед представителями московского дворянства 3 января 1857 г. – образован Секретный комитет Октябрь 1857 г. адрес В. И. Назимова ( освобождение крестьян без земли ) 20 ноября 1857 г. – рескрипт В. И. Назимову ( освобождение с землей за выкуп ) Февраль 1858 г. Секретный комитет переименован в Главный ( председатель – Константин Николаевич ) Март 1859 г. – создание Редакционных комиссий ( председатель – Я. И. Ростовцев )
Основные положения реформы 19 февраля 1861 г. – подписание Манифеста 5 марта - объявление об отмене крепостного права Предоставление свободы крестьянам Наделение землей Выкупная сделка на определенных условиях Крестьяне – собственники Крестьяне - временнообязанные Отрезки Порядок выкупной сделки определялся « Уставной грамотой »
Значение отмены крепостного права Личная свобода крестьян Социальное расслоение : Сохранение помещичьего землевладения Малоземелье крестьян Необходимость других реформ Создание условий для развития капитализма
Проект отмены крепостного права Редакционные комиссии Губернские дворянские комитеты Губернские проекты Губернские проекты Губернские проекты
отрезки максимальный Р О С С И Я Нечерноземная полоса Черноземная полоса Степная полоса РАЗМЕР НАДЕЛА минимальный отрезки Надел, которым пользовался крестьянин до реформы 10 – 40 % надела помещику
ВЫКУПНАЯ СУММА в 1,5 раза больше реальной стоимости земли 20% крестьянин платил сам 80% государственная ссуда выплатил не выплатил полностью свободен временно- обязанный (несет феодальные повинности) крестьянин должен возвратить в течении 49 лет начисление 6 % годовых Выкупные платежи до 1907 года
Спасибо за внимание !
1. Подготовка проекта отмены крепостного права 2. Основные положения крестьянской реформы 3. Значение отмены крепостного права
" Чтение манифеста 19 февраля 1861 года " (1873)
1 этап Выделение ключевых слов в отрезке текста ( абзаца ) 2 этап Составление из них смысловых предложений 3 этап Выделение основного смысла отрезка текста
СИНКВЕЙН – приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии. ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ СИНКВЕЙНА 1 строчка – одно слово – название стихотворения, тема, обычно существительное. 2 строчка – два слова ( прилагательные или причастия ). Описание темы, слова можно соединять союзами и предлогами. 3 строчка – три слова ( глаголы ). Действия, относящиеся к теме. 4 строчка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме в 1- ой строчке. 5 строчка – одно слово – ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1- ой строчке, обычно существительное.
Литература А. А. Данилов, Л. Г. Косулина « История России XIX век » М. – « Просвещение » – 2008 А. Г. Важенин « Конспекты уроков для учителя истории 8 класс. История России XIX век » М. – Владос - Пресс – 2001.
Домашнее задание Задание в рабочей тетради ст 5-9 § 20