L/O/G/O Муниципальный энергетический план Запорожья
Муниципальное энергетическое планирование В США и странах Европейского Союза уже более 10 лет активно развивается законодательство и процедуры разработки муниципальных энергетических планов на основе интегрального ресурсного планирования - IRP (Integrated Resources Planning). Так, например, в 2000 г. в США был принят закон , требующий интегрального ресурсного планирования для всех участников процесса энергоснабжения, действующих на территориях муниципалитетов и штатов, который содержал описание подробных инструкций и процедур разработки муниципальных энергетических планов. Энергетическое планирование развития городов Украины отсутствовало в течение последних 22 лет, а профильные институты и кооперация, существовавшие при СССР, практически саморазрушились, утратив кадры и культуру энергетического планирования.
Проект Реформа городского теплоснабжения Украины Впервые в истории стран СНГ в Украине в гг. был реализован масштабный проект USAD "Реформа городского теплообеспечения" с разработкой муниципальных энергетических планов для 25 городов, включая город Киев. Проект показал, что быстро устарели и фактически пришли в негодность методические основы развития городов, наследованные из периода централизованной экономики и основанные на централизованном финансировании развития и модернизации (планы социально- экономического развития, генпланы, схемы энергоснабжения и др.). Вызовы нового времени, связанные с долгосрочным ростом цен на углеводородное топливо, стимулируют проведение глубокой модернизации зданий и коммунальной энергетики с использованием потенциала местных видов топлива и энергии. Наиболее значимым и массовым рынком 21 века становится термомодернизация существующих жилых и бюджетных зданий.
Реформа городского теплоснабжения Украины - проект USAID
Опыт компании по модернизации ЖКХ
Энергоаудиты жилых и бюджетных зданий
МЭП Киева Стратегическая инициатива 1: Модернизация транспортной и инженерной инфраструктуры. Основные направления реализации: модернизация жилого фонда; модернизация энергетического хозяйства. Стратегическая инициатива 2: Повышение энергоэффективности города Основные направления реализации: Снижение потребности в природном газе на 1.5 млрд кубометров Термомодернизация всех зданий бюджетной сферы; Термомодернизация жилых зданий; Замещение 1 млрд кубометров природного газа местным топливом и энергией; Развитие альтернативной энергетики;
ПРОГНОЗЫ И АНАЛИЗ
Основные угрозы для Запорожья Энергозатратная промышленность Запорожья до 2025 года будет снижать свою конкурентоспособность и налоговые поступления, что будет ухудшать доходность городского бюджета в долгосрочной перспективе. Снижение доходности бюджета города и постоянный рост платежей за энергоресурсы в бюджетной сфере приведёт к значительному уменьшению бюджета развития и дефициту в защищённых статьях городского бюджета. Подобная тенденция приводит к коллапсу бюджетной политики, т. е. без энергоэффективной модернизации город скоро будет неспособен содержать здания бюджетной сферы. Наиболее критическими секторами ЖКХ Запорожья будут жилые здания, бюджетные здания и сектор теплоснабжения. Здесь ситуация будет постоянно ухудшаться.
Рост платежей за энергоресурсы
За 7 последних лет (с 2004 по конец 2012 года) газ на границе с Россией подорожал в 10 раз – с 44 до 430 долларов, растёт цена и у основных производителей газа в Катаре, Алжире, Норвегии. Природный газ является наиболее востребованным энергоресурсом в мире, спрос на который до 2030 года вырастет на 60%. Газ будет дорожать ещё 20 лет. ЕС в 2010 году принял новую Директиву EPBD – это план тепловой санации до 2020 года всех существующих зданий стран ЕС до нормы 15 кВт*час/м2 в год. Средняя существующая норма для Запорожья – кВт*час/м2 в год. Бюджетные и жилые здания Запорожья теряют способность аккумулировать и сохранять тепло, капитальных ремонтов не было лет.
Изменение инвестиционной и тарифной политики в сфере ЖКХ Отказ от безвозвратных бюджетных субсидий из централизованных источников на капитальные ремонты, реконструкцию и модернизацию основных фондов, включая сети. Переход на внебюджетное финансирование (привлечение займов и средств инвесторов) проектов и программ реконструкции и модернизации основных фондов коммунальных предприятий. Возврат займов и инвестиций за счёт фактически получаемой экономии от реализации инвестиционных проектов и программ путём включения в состав тарифов инвестиционной составляющей. Переход к поэтапной ликвидации перекрёстного финансирования тарифов на энергоносители для населения с выравниванием всех основных тарифных групп к 2020 году.
Поэтапная ликвидация перекрёстного субсидирования населения
Как остановить рост тарифов?
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАПОРОЖЬЯ политический документ
Основные направления МЭП Снижение потребности в тепле в 3 раза Замещение газа местными источниками топлива и энергии Снижение платежей за энергоносители Развитие местного бизнеса
Направления и этапы энергетического планирования Запорожья на период до 2025 года (видение) 1-й этап ( гг.) – капитализация основных фондов ЖКХ, снижение непроизводительных затрат денежных средств, переход к модели управления на основе коммунального холдинга (Германия), увеличение инвестиционной привлекательности ЖКХ Запорожья, подготовка инвестпроектов и программ в рамках общей стратегии модернизации, привлечение внебюджетного финансирования. 2-й этап ( гг.) – запуск пилотных инвестиционных проектов и программ термомодернизации 20 жилых многоэтажных зданий, 40 бюджетных зданий, в секторах теплоснабжения, переработки отходов с привлечением внебюджетного финансирования. Строительство пилотных объектов, формирование местного бизнеса модернизации ЖКХ на основах ППП. 3-й этап ( гг.) – реализация основных проектов и программ термомодернизации 2500 жилых многоэтажных зданий, 622 бюджетных зданий, в секторах энергоснабжения, переработки отходов.
Муниципальный энергетический план как основной элемент реформы ЖКХ Запорожья Муниципальный энергетический план Запорожья (МЭП) - это основной политический документ в сфере управления и развития города, который определяет энергетическую политику власти на долгосрочную перспективу. МЭП задает стратегические ориентиры в сфере энергоснабжения (до 2025 года), раскрывает среднесрочные цели и описывает организационно - финансовые механизмы их достижения в период до 2018 г. Муниципальный энергетический план - это центральная составляющая стратегического плана города, который описывает главные цели местных органов власти и бизнеса, устанавливает взаимосвязь между основными целями и задачами городского развития. Муниципальный энергетический план Запорожья как основу рассматривает планирование развития и модернизации системы централизованного теплоснабжения, переработки отходов, жилых и бюджетных зданий Запорожья ( гг.) Этот план также должен охватить транспорт, промышленность, системы водоснабжения, электро- и газоснабжения, освещения (2019 – 2025 гг.)
Основные задачи МЭП Запорожья на период до 2016 года Подготовка и реализация базовых программ энергоэффективной модернизации в системах энергоснабжения, в бюджетной сфере, в жилом секторе, в секторе переработки отходов. Подготовка к финансированию крупных инвестиционных проектов замещения природного газа местным топливом и энергией. Подготовка ТЭО и бизнес-планов для крупных инвестиционных проектов ( гг.), привлечение к энергоэффективной модернизации Запорожья, кроме бюджетных средств, преимущественно средств отечественных и международных инвесторов, а также средств международных финансовых организаций в объёме, ориентировочно млн. евро. Строительство пилотных объектов для бюджетной сферы и внедрение инвестиционных проектов в жилом секторе в объёме, ориентировочно млн. евро. Реализация финансовой схемы модернизации с выплатой займов из фактической экономии, без увеличения нагрузки на бюджеты жителей Запорожья и городской бюджет.
Генеральный план развития города Запорожья до 2025 года; Программа социально-экономического развития города Запорожья до 2015 года; План реформы ЖКХ Запорожья; Стратегия модернизации системы теплоснабжения Запорожья; Схема теплоснабжения Запорожья. Программа повышения энергоэффективности Запорожской обл. на гг; Муниципальные Отчеты по энергетическому аудиту бюджетных и жилых зданий; База данных муниципальной энергетической информационной системы (предстоит создать); Топливно-энергетические, стоимостные и инвестиционные балансы коммунальных предприятий и сводный баланс города (предстоит создать); Инвестиционные планы и программы коммунальных предприятий и сводная инвестпрограмма города (предстоит создать); Аналитические
Основные проектные направления Муниципального энергетического плана Запорожья на период до 2019 г. Проектное направление «Термомодернизация бюджетных и жилых зданий Запорожья» Разработка ТЭР Термомодернизация 2500 жилых многоэтажных зданий Разработка ТЭР Термомодернизация 350 бюджетных зданий Проектное направление «Замещение природного газа на биотопливо» Сбор и переработка городских древесных отходов в гранулированное биотопливо Перевод отопления и ГВС зданий бюджетной сферы на биотопливо Перевод ГВС Шевченковского района на гранулированное биотопливо Проектное направление «Модернизация системы централизованного теплоснабжения и систем теплоснабжения зданий» Снижение потребления электроэнергии в коммунальных предприятиях Перевод ГВС жилых и бюджетных зданий на тепловые насосы и гелиоколлекторы Модернизация тепловых вводов 2000 жилых зданий на базе ИТП Перевод ГВС Коммунарского района на сбросное тепло от ЦОС-1
Примеры новых бизнесов на основе муниципального энергетического плана
Термомодернизация 622 бюджетных зданий Запорожья Пример. Школа 19, г. Павлоград Днепропетровской обл. Базовое потребление энергии на отопление , кВтч/год. Экономия энергии на отопление 55,9 %. Экономия денежных средств 371,4 тыс. грн/год Затраты на реализацию проекта тыс. грн. Срок окупаемости 7 лет.
Сводный баланс городских древесных отходов в Запорожье (43 тысячи тонн топливных пеллет в год )
Горячее водоснабжение Шевченковского района на биотопливе
Сбросное тепло ЦОС-1 для ГВС Коммунарского района
План разработки МЭП Запорожья График основных событий на гг. Подготовка распоряжений Создание рабочих групп Создание консультацион- ного совета Привлечение партнеров Решение горсовета о разработке МЭП Подготовка Презентация Концепции МЭП 9.12 Договор на разработку МЭП Презентация основных инвестиционных проектов и программ МЭП Презентация бюджетных целевых программ Утверждение МЭП Заключение договоров Презентация блока аналитических документов Договора на проведение энергоаудитов Презентация отчетов по энергоаудитам зданий бюджетной и жилой сферы Проведение 1-го муниципального инвестиционного Форума Презентация и защита окончательного варианта МЭП Окончание работ Подготовка Муниципального инвестиционного Форума Решение горсовета о проведении Форума Создание партнёрств с банковским и бизнесовым сообществом Подготовка и защита бюджетных запросов на гг. из централизованного и местного бюджетов Заключение договоров о намерениях с банками Формирование программ внебюджетного финансирования Создание партнерств с бизнесом Германии Утверждение энергетической, инвестиционной и бюджетной политики Запорожья на гг Сбор исходных данных Анализ потребления энергоресурсов зданиями бюджетной сферы Топливно- энергетические, стоимостные и инвестиционные балансы Запорожья
ФИНАНСИРОВАНИЕ ПРОЕКТОВ пример
Движение денежных средств в оплате услуг теплоснабжения для 200 школ Киева 30 % , ,1 ЗАЙМ ,1
L/O/G/O ООО ЭСКО «Экологические Системы» проспект Маяковского, 11 г. Запорожье, 69035, Украина тел. ( ) , тел./факс ( ) ООО ЭСКО «Экологические Системы» проспект Маяковского, 11 г. Запорожье, 69035, Украина тел. ( ) , тел./факс ( ) Контактная информация