Карабанова О.А. МГУ им. М.В.Ломоносова, факультет психологии, д-р психол.н., профессор Проект « Государственный образовательный стандарт общего образования второго поколения » Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я
Программа развития универсальных учебных действий Методологическая и теоретическая основа – системно-деятельностный подход, разработанный в трудах Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, А.В.Запорожца, В.В.Давыдова. Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я 1
Программа развития универсальных учебных действий разработана группой под руководством член-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г.АСМОЛОВА в составе Г.В.Бурменской, И.А.Володарской, О.А.Карабановой, Н.Г.Салминой Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я 1
ФУНКЦИИ УУД 1.Создание условий для саморазвития и самореализации личности 2. Регуляция учебной деятельности (целеполагание, планирование, контроль, коррекция, оценка) 3. Обеспечение успешности обучения на основе формирование целостной картины мира, компетентностей в любой предметной области познания, усвоения знаний, умений и навыков
Виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Личностные УУД 1. Самоопределение 2. Смыслопорождение 3. Нравственно-этическое оценивание
Познавательные УУД Общеучебные действия Логические действия Постановка и решение задач
Регулятивные УУД Целеполагание Планирование Прогнозирование Контроль Коррекция Оценка Волевая саморегуляция
Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества Постановка вопросов Диалогическая и монологическая контекстная речь способность строить речевое высказывание с учетом цели коммуникации и особенностей партнера Лидерство и согласование действий с партнером
Задачи апробации Программы формирования УУД 2 этапа апробации 1 этап – Определение и апробация требований к результатам формирования УУД в начальной школе с учетом возрастно- психологических особенностей УУД
Организация 1 этапа апробации Апробация задач на оценку сформированности УУД у первоклассников – май 2008 г. Апробация системы задач на оценку сформированности УУД у учащихся 4-х классов - сентябрь 2008 г. Анализ полученных результатов и внесение корректив в Программу формирования УУД Подготовка программы повышения квалификации учителей начальной школы Апробация программы повышения квалификации для учителей начальной школы
Схема апробации Программы формирования УУД 1 этап РАЗРАБОТЧИКИ 1. Подготовка материалов для апробации. 2. Рассылка материалов в регионы. 3. Обработка и анализ полученных данных. 4. Подготовка отчета по результатам апробации 5. Внесение корректив в Программу формирования УУД по итогам апробации РЕГИОНЫ 1.Размножение материалов для апробации 2. Выделение школ и классов в 5 регионах для проведения апробации (по 2 школы и 2 класса в регионе) 3. Проведение обследования. Сбор данных. 4. Пересылка материалов апробации разработчикам
Апробация – 2 этап: Апробация рекомендаций и учебно- методических материалов по формированию УУД 1. Проведение психолого-педагогической подготовки учителей (повышение квалификации) 2. Апробация способов организации ориентировки учащихся в выполнении УУД
Апробация Программы УУД 2 этап 3 Апробация форм и способов сотрудничества и совместной деятельности учащихся и педагога 4. Организация усвоения УУД, включая интериоризацию (переход от выполнения действия во внешнем плане к выполнению действия в умственном плане) и отработку свойств действия (разумности, сознательности, критичности, обобщенности) 5. Апробация системы задач по формированию УУД в контексте учебных предметов на основе выявления их связи с учебными предметами
Обсуждение Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я 30
Контакты Карабанова Ольга Александровна Телефон: (495) Спасибо за внимание! Р о с с и й с к а я а к а д е м и я о б р а з о в а н и я 31