Портфолио младшего школьника
Портфолио - это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника за определённый период его обучения; рабочая файловая папка, содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретённый опыт и личные достижения учащихся; коллекция работ и образовательных результатов учащегося, которые демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях; выставка работ учащегося, задачей которой является отслеживание его личностного роста.
Цели использования портфолио: Поддерживать и стимулировать учебную мотивацию школьников; Поощрять активность и самостоятельность учащихся, расширять возможность обучения и самообучения; Развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности учащихся; Формировать умение учиться: ставить цель, планировать, организовывать собственную учебную деятельность, добиваться решения поставленных задач; Проследить динамику учебно-воспитательного процесса Формировать умение учиться: ставить цель, планировать, организовывать собственную учебную деятельность, добиваться решения поставленных задач; Проследить динамику учебно-воспитательного процесса портфолио
Виды оформления портфолио Папка с файлами, хранящая материалы на бумаге и на электронных носителях (диски, флешки) Электронный вид
Ученик Учитель, школьный психолог Родители
Структура портфолио Раздел, содержащий краткую информацию ученика о самом себе. Систематизированные материалы текущей оценки. Материалы итогового тестирования (результаты выполнения итоговых комплексных работ). Подборка детских работ. Достижения ученика, характеризующие его с точки зрения внеурочной и досуговой деятельности.
Раздел, содержащий краткую информацию ученика о самом себе. Фото Меня зовут Мои родители Мои друзья Моя родословная Мои увлечения Я люблю больше всего другие
Систематизированные материалы текущей оценки. Наблюдение как метод оценивания 1. Лист индивидуальных достижений - Техника чтения (слоги, слова, ударение, предложения безошибочность,выразительность,) - Понимание прочитанного (задания к тексту) - Пересказ (с опорой, без опоры) - Чтение наизусть - Составление собственного рассказа - Навыки письма - Вычислительные навыки - И т.д.
Систематизированные материалы текущей оценки. Лист наблюдений (умение планировать) 1-я ступеньСтавит цель исследования с помощью учителя Следует плану, предложенному учителем Использует источники информации рекомендованны е учителем 2-я ступеньСтавит цель исследования самостоятельно В целом представляет как достичь цели Пытается обнаружить способы получения информации 3-я ступеньСамостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели Самостоятельно планирует и проводит исследование Знает как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения
Систематизированные материалы текущей оценки. Оценочные листы Материалы видео, аудиозаписей, процессов выполнения отдельных видов работ Результаты стартовой диагностики, тематического тестирования Выборочные материалы самоанализа и самооценки
Вопросы для самоанализа Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что________________ Наиболее трудным мне показалось_____________ Я думаю, это потому что_________________ Самым интересным было____________________ Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее_____________________ Я бы хотел попросить своего учителя ____________
Самоанализ Самые значительные события моей жизни, определяющие моё будущее Мне нравится заниматься (я увлекаюсь) В будущем (через 5, 10, 20 лет) я хотел бы добиться_ Мне интересны учебные предметы: Чтобы добиваться положительных результатов по данному предмету, у меня есть следующие способности и личные качества, знания умения: Для более успешного обучения мне не хватает
Чего хочу добиться? Что собираюсь для этого сделать? Достижение результата Что помогло?Что помешало? К концу года В 1 четверти Во 2 четверти В 3 четверти В 4 четверти
Целеполагание Мои цели Мои цели в___году:_________________ Мои цели в 1 четверти:______________ Мои цели во 2 четверти:_____________ Мои цели в 3 четверти:______________ Мои цели в 4 четверти:______________
Русский язык Литературное чтение Иностранный язык диктанты, изложения, сочинения аудиозаписи монологов, диалогов дневники читателя иллюстрированные авторские работы материалы самоанализа и рефлексии Математика математические диктанты мини-исследования и мини-проекты, модели, решения задач аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Окружающий мир дневники наблюдений мини-исследования и мини-проекты интервью, творческие работы аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Музыка ИЗО Технология аудио-, фото- и видео-материалы продукты собственного творчества аудиозаписи устных ответов материалы самоанализа и рефлексии Выборки детских работ Физическая культура видео-материалы дневники наблюдений и самоконтроля самостоятельные работы материалы самоанализа и рефлексии
Оцени по 5-бальной шкале: 1) Затраченные усилия на выполнение отдельного вида работ 0 5 2) Полученные мною знания, умения, навыки 0 5 3) Какую оценку в школе я получил? 0 5 «Линейка достижений»
Линейка достижений: навыки исследования В качестве источника информации использует только учебник Описывает наблюдения с помощью учителя Пытается использовать различные источники информации Описывает наблюдения, используя знакомые способы Отбирает нужную информацию из большого ее массива Описывает наблюде- ния, используя рисунки, пояснения, таблицы и графики ДАТА ___________
«Лестница успеха»
Знания и опыт – вот, что действительно пригодится в жизни. Поэтому нужно научить отмечать на «лестнице успеха» и «линейке достижений» не только улучшение успеваемости, но и те усилия, которые приложил ученик для этого, и те знания, умения и навыки, которые будут в результате приобретены.
Варианты портфолио Титульный лист Официальные документы Творческие работы Отзывы и рекомендации Общая информация
Варианты портфолио Титульный лист Мой мир: моя учеба, моя общественная работа, мое творчество; Моя учеба: подборки детских работ по предметам, страницы в соответствии с учебными предметами; Моя общественная работа: выступление на утренниках, праздниках; Мое творчество: стихи, рисунки, модели, макеты…; Мои достижения: итоговые ведомости, грамоты, дипломы в хронологической последовательности; Отзывы и пожелания: оценка педагогом стараний ученика по итогам учебного года; Раздел лучших работ
Варианты портфолио Мой портрет: моя ромашка (мой характер, мои дела), я в школе (моя школа, любимые учителя и лучшие друзья в школе, любимый предмет); Мои цели: в учебном году и в каждой четвертит, табличка продвижения к цели; «Лестница успеха». Я на «лестнице успеха»; Мои достижения: мои лучшие работы, мои награды; Копилка: рабочие материалы, важная и интересная информация
Критерии оценки портфолио. Глубина мыслительных процессов и качество выполняемой работы (усвоение учебного материала); Разнообразие компонентов портфолио (широта усвоения изучаемого материала); Индивидуальное выражение или проявление творчества в компонентах портфолио и в целом портфолио; Свидетельство развития знаний и умений в течение времени; Результативность деятельности и индивидуальный прогресс; Системность и регулярность ведения портфолио; Аккуратность, эстетичность оформления; Наличие материалов рефлексии и самооценки; Наличие самоанализа и взгляда в будущее; Другое
Основная функция данного нововведения - помочь старшеклассникам в выборе профильного класса, а также возможность предъявлять свои достижения при поступлении в вузы. помочь старшеклассникам в выборе профильного класса, а также возможность предъявлять свои достижения при поступлении в вузы.
новая формула: аттестат + портфолио = аттестат + портфолио = образовательный рейтинг образовательный рейтинг выпускника школы выпускника школы