Автор – составитель: учитель – дефектолог Трифонова А.В.
РОЛЬ ТИФЛОПЕДАГОГА В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ Тифлопедагог образовательного учреждения является ведущим специалистом, координирующим и направляющим коррекционно- педагогический процесс. Специальные занятия являются пропедевтическими – подготавливают детей к различным видам деятельности. Тифлопедагог организует и планирует свою работу в соответствии со специальными коррекционными программами, методическими разработками и рекомендациями, а также имеющимися авторскими методиками.
Направления работы тифлопедагога 1. Развитие зрительного восприятия (коррекционное) 2. Развитие ориентировки в пространстве (компенсаторное) 3. Развитие осязания и мелкой моторики рук (компенсаторное) 5. Развитие и совершенствование эмоциональных проявлений: в мимике, жестах, пантомиме. 4. Социально-бытовая ориентировка (компенсаторное)
Виды деятельности тифлопедагога: 6. Тифлопедагогическое обследование детей; 7. Проведение специальных коррекционных занятий с детьми (индивидуальных, подгрупповых); 8. Участие в методической работе образовательного учреждения; 9. Консультирование родителей детей, посещающих образовательное учреждение; 10. Консультирование и контроль над педагогами по реализации коррекционных задач в ООД.
ТИФЛОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ Схема обследования 1. Знакомство с ребенком. 2. Изучение документации. 3. Обследование ребенка. 4. Составление тифлопедагогической характеристики. 5. Анализ и обобщение проведённых в течение года обследований. Особенности обследования: 1. Используется стимульный материал,учитывающий специфику зрительного восприятия детей. 2. Используются диагностические методики: - визуальные (с опорой на зрение); - аудиальные (с опорой на слуховое восприятие); - тактильно-осязательные; - кинетические и кинестетические пробы, используемые в нейропсихологии. Они характеризуются надежностью, валидностью, репрезентативностью, однозначностью.
Содержание работыЦель Обследование ребенка проводится в начале, середине и конце учебного года. Используется стимульный материал учитывающий специфику зрительного восприятия детей. Состояние сенсорной системы (слухо- моторные координации, зрительный гнозис, вкусовая и тактильная чувствительность, обоняние). Оценка состояния мышечного аппарата, моторной сферы. Ориентировка в пространстве. Оценка умений узнавать и отображать эмоции. Сформированность движений мимических мышц лица (мимика, жесты, пантомима). Определение уровня притязаний, латеральности; стратегии и способа восприятия и обследования. Выявить уровень развития ребенка, готовность к обучению, индивидуальные особенности его познавательной деятельности, возможности коррекции и компенсации зрительной недостаточности. Качественная оценка результатов диагностики и подробные рекомендации для специалистов, работающих с детьми. Определить - степень и характер необходимой помощи ребенку; - сильные и слабые стороны ребенка; - спланировать основные задачи обучения. ТИФЛОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ
Схема проведения специальных коррекционных занятий тифлопедагога: 1) закрепление материала предыдущих занятий; 2) преподнесение нового материала; 3) физкультминутка и зрительная гимнастика; 4) закрепление нового материала; 5) заключительная часть. Коррекционные задачи тифлопедагога в ООД: 1) формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением; 2) формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов; 3) обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке; 4) формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения.
Рассадка детей: с учетом остроты зрения детей с близорукостью сажают ближе к наглядному материалу (первый ряд дети с низкой остротой зрения (0,4), второй ряд – дети с остротой зрения 0,4-0,6 и третий ряд дети с остротой зрения 0,6-1,0); детей с дальнозоркостью сажают вдаль; при косоглазии детей с расходящимся косоглазием сажают по центру во второй – третий ряды; если окклюзия левого глаза, то ребенок должен сидеть справа от педагога; если ок клюзия правого глаза, то слева от педагога; дети с парезами глазных мышц – по центру с учетом остроты зрения. Условиями для полного и точного восприятия демонстрируемого объекта являются: расстояние, размещение, фон, размер, показ предмета, цвет, форма, место педагога, освещенность. Организация рабочего места ребенка с нарушением зрения на занятиях.
Взаимодействие с родителями
Преемственность работы учителя – дефектолога (тифлопедагога) и воспитателя
Глоссарий Компенсация нарушенных функций – сложный многообразный процесс перестройки функций организма при нарушениях или утрате каких-либо функций вследствие перенесенных заболеваний или травматических повреждений. Компенсаторная перестройка включает восстановление и замещение утраченных или нарушенных функций, а также изменение последних. Наглядные учебные пособия – плоскостные и объемные изображения предметов и явлений реального мира или природные объекты в их естественном или препарированном виде. Тактильная чувствительность слепых – развитие тактильной чувствительности у детей с глубоким нарушением зрения, может в известной мере компенсировать дефект. Благодаря Т. ч.слепые могут воспринимать большинство свойств предметов, доступных зрению: форму, размеры и др. Чтение и письмо слепых осуществляются с помощью рельефного шрифта, воспринимаемого тактильно. Тифлографика – теория построения рельефных рисунков и чертежей, применяемых в школе слепых в качестве учебно-наглядных пособий при обучении слепых детей рельефному рисованию, рельефному черчению и другим учебным предметам. Тифлопедагог – педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение, воспитание, политехническую и трудовую подготовку слепых и слабовидящих детей и подростков с учетом своеобразия их познавательной деятельности и компенсации нарушенных (недоразвитых) функций.