ЛЕВША – НАКАЗАНИЕ ИЛИ ПОДАРОК СУДЬБЫ? Ефремова Наталия Николаевна, социальный педагог, ГБОУ 668 Москва
ПРОБЛЕМЫ 1 Сниженная работоспособность Колебания внимания Недостаточная сформированность речи 2 Недостаточное развитие функций программирования и контроля 3 Зрительно-пространственные трудности Трудности переработки слуховой и зрительной информации
Методы коррекционно-развивающей работы Методика «замещающего онтогенеза» Формирование базовых основ, предпосылок познавательных функций Адаптированный вариант базовых телесно- ориентированных психотехник Идея Л.С.Выготского о ходе интериоризации Развитие и коррекция познавательных функций и входящих в них компонентов Системное строение высших психических функций и их компенсаторное действие
Этапы совместной деятельности педагога и ученика Этап совместного пошагового выполнения действия по речевой инструкции педагога Этап совместного пошагового выполнения действия по наглядной программе Этап совместного выполнения действия по наглядной программе с переходом к более свернутым формам Этап самостоятельного выполнения действия по интериоризованной программе с возвращением к наглядной программе при затруднениях Этап самостоятельного выполнения действия по интериоризованной (внутренней) программе или перенос ее на новый материал
Обучение «по единицам, а не по элементам» Предложение творческих заданий Эмоциональная вовлеченность в процесс обучения Осознание успешности обучения Правило «одной трудности» Мотивация
Примеры заданий
Контроль динамики выполнения заданий Учет количества ошибок Учет количества и качества подсказок Фиксация времени выполнения заданий
Чем еще помочь левше?
Советы родителям Помогите ребенку освоить чтение, помечая цветным карандашом букву, с которой следует начинать читать. Позаботьтесь о правильной постановке руки при рисовании и письме. Никаким образом не проявляйте свое негативное отношение к леворукости. В общении придерживайтесь тактики совета, а не беспрекословного приказа. Не драматизируйте ситуацию школьных неудач. Чтобы развить моторику и координацию рук и глаз у левши, включите в распорядок дня занятия лепкой, рисованием, оригами и т. п. Позаботьтесь о рациональном режиме дня, чтобы ребенок не испытывал перегрузок.
Резюме леворукость сама по себе не патология, а один из возможных вариантов нормы; леворукий ребенок очень раним и требует бережного отношения, внимательного и доброго; у леворукого ребенка есть особенности развития, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.