Одаренность Это индивидуальное состояние способностей, которые позволяют человеку легко, быстро, на качественно ином уровне приобретать необходимые для успешного выполнения деятельности навыки и умения. Одаренность не сводится к сумме навыков и умений
Одаренный ребенок Ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности (или имеет предпосылки)
Одаренный- творческий-креативный Ребенок, выдающий творческий продукт, его критерий – нестандартность, но нестандартность осмысленная.
Характеристика Высокий уровень способностей Высокая мотивация Сформированности эффективных способов деятельности
Одаренность многолика и многогранна По широте проявления (общая, специальная) По типу предпочитаемой деятельности (интеллектуальная, творческая, психомоторная, лидерская) По виду проявления (явная, скрытая)
Некоторые факты…… «Всякому ребенку свойственна потребность участвовать в творческом процессе…»(Л. С. Выготский) «задача педагогов способствовать высвобождению творческого потенциала…» (Е. Щебланова) «…поддержать в пробуждении его творческого начала и реализации…» (Е. Щебланова)
Некоторые факты… % учащихся одаренные (отчеты администрации) 30% всех отчисленных из школы за неуспеваемость – одаренные 2-3% реализуют свои способности
«Этапы развития одаренности» Любопытство – «допытывание», «дознание» до всего без надобности и пользы. «старается узнать и увидеть все без какой либо иной цели» Любознательность – «дельное любопытство», связанное с желанием учиться и поучаться. Склонность к приобретению новых знаний.
«этапы развития одаренности» Любознательность – это хрупкая и нежная сердцевина человека, ее легко сломать, пробудив отвращение к труду из-за его непосильности и однообразия. Речь идет о труде мыслителя: детский труд – это активное видение мира…благодаря которому ребенок становится деятельной частицей природы и вместе с тем ее властелином. (В. А. Сухомлинский)
«этапы развития одаренности» Любознательность – это растущая, никогда не угасающая, а, наоборот, все время усиливающаяся потребность знать и стремление узнать, объяснить…
«этапы развития одаренности» Поиск (творческий)– принципиальная ненасыщаемость знаниями, потребность в постоянном изменении самого себя.
Творческий взрослый –творческая среда- творческий ребенок! В. Н. Дружинин
Творческая среда- это: 1. предметно-информационная обогащенность 2. условия для многообразной творческой деятельности 3. наличие образцов креативного поведения 4. отсутствие жестких рамок
Личностные характеристики Готовность к риску Импульсивность, порывистость, независимость Огромное трудолюбие в интересующей области Упорство, целеустремленность Критичность, скептицизм Потребность в самовыражении Заниженная самооценка
Проблемы выявления Установка родителей «видеть ребенка таким как все» Активные творческие способности, сочетаются с повышенной нервно- психической возбудимостью (неусидчивость, нарушение аппетита, сна, головные боли) Нежелание выглядеть «белой вороной»
Феномены одаренности (В. Г. Грязева) Снятие одаренности по мере взросления Личностная деградация, «перерождение творчества» Неполная реализация в силу внешних неблагоприятных обстоятельств