Насилие в семье как социальная проблема Круглый стол для практических психологов и социальных педагогов. Подготовила: методист управления образования г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Причины агрессивности. Как избежать вспышек агрессии?
Advertisements

Причины агрессивности. Как избежать вспышек агрессии?
Цель: знакомство родителей с особенностями подросткового возраста; поддержание атмосферы сотрудничества и конструктивного диалога.
Дорогие ребята! Многие из вас порой не знают, как поступить в той или иной сложной жизненной ситуации. Не знают, к кому обратиться за помощью, поддержкой.
Психологическая поддержка ребенка при переходе в пятый класс Родительское собрание.
Родительское собрание в 5 классе "Адаптация пятиклассников к новым условиям учёбы"
Консультация для педагогов. Содержание : Жестокое обращение с детьми: виды, определение, причины и последствия. Правовая защита детей от жестокого обращения.
Я не согласен с тем, что вы говорите, но пожертвую своей жизнью, защищая ваше право высказывать собственное мнение. Вольтер.
Родители, которые посещают вашу церковь, имеют двух дочерей. Они живут спокойной жизнью, пока их старшая дочь Маша не придет и скажет маме:«Мама, мой друг.
Дорогие ребята, эта информация для Вас! Многие из вас порой не знают, как поступить в той или иной сложной жизненной ситуации. Не знают, к кому обратиться.
Подростковый возраст, его особенности и первые проблемы.
Всероссийская акция Дети говорят телефону доверия «Да!» 17 мая – Международный день детского телефона доверия.
Мои права Дружная семья Папа Мама Я Семья «семь»+ «Я» Мама Папа Бабушка Я БратСестра Семья Дедушка.
Мои права Дружная семья Папа Мама Я Семья «семь»+ «Я» Мама Папа Бабушка Я Брат Сестра Семья Дедушка.
Вопросы для родителей Считаете ли Вы себя хорошими родителями? Почему? Умеете ли Вы прощать своего ребенка? Считаете ли Вы необходимым для себя вести доверительные.
Психологическая готовность ребенка к школе Максутова Н.Г., к.психол. наук, зам. директора ГБОУ ЦПМСС «Лекотека»
Психологические особенности первоклассников в адаптационный период Психологические особенности первоклассников в адаптационный период Педагог-психолог.
ПЯТИКЛАССНИКИ – «ОБЫКНОВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ НЕОБЫКНОВЕННО ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ДЕТЕЙ». Серьёзные несерьёзные проблемы адаптации организма и психологии личности ребёнка.
Характер – это не погода, его можно изменить Развитие Личностных качеств.
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ В 3 КЛАССЕ. Цели: ПОЗНАКОМИТЬ РОДИТЕЛЕЙ С ПРИЧИНАМИ, КОТОРЫЕ СТИМУЛИРУЮТ ПЛОХОЕ ПОВЕДЕНИЕ ДЕТЕЙ ФОРМИРОВАТЬ У РОДИТЕЛЕЙ КУЛЬТУРУ.
Транксрипт:

Насилие в семье как социальная проблема Круглый стол для практических психологов и социальных педагогов. Подготовила: методист управления образования г. Красноперекопска Лебедева С. А.

Нормативно-правовая база Закон Украины «Об общем среднем образовании»; Приказы МОНМСУ: от «Щодо профілактики злочинності і правопорушень серед дітей, захисту їх прав на освіту»; от «Про затвердження плану заходів щодо реалізації Національної кампанії «Стоп насильству!» на період до 2015 року»; от «Про затвердження плану заходів Міністерства освіти і науки, молоді та спорту щодо запобігання торгівлі людьми на період до 2015 року»; совместными приказами Министерства Украины по делам семьи, молодежи и спорта, Министерства охраны здоровья Украины, Министерства образования и науки Украины, Министерства труда и социальной политики Украины, Министерства транспорта и связи Украины, Министерства внутренних дел Украины, Государственного департамента Украины по вопросам исполнения наказаний от /388/452/221/556/596/106 «Про затвердження Порядку взаємодії суб'єктів соціальної роботи із сім'ями, які опинилися у складних життєвих обставинах».

Аутсайдер не приводит домой кого-либо из одноклассников или сверстников и постоянно проводит свободное время дома в полном одиночестве; не имеет близких приятелей, с которыми проводит досуг (спорт, компьютерные игры, музыка, долгие беседы по телефону); одноклассники редко приглашают его на дни рождения, праздники или, он сам не никого не приглашает к себе, потому что боится, что никто не придет; по утрам часто жалуется на головные боли, расстройство в желудке или придумывает какие-либо причины, чтобы не идти в школу; задумчив, замкнут, ест без аппетита, неспокойно спит, плачет или кричит во сне; у него наблюдается пессимистичное настроение, может говорить о том, что боится ходить в школу или покончит жизнь самоубийством; выглядит неудачником, в его поведении просматриваются резкие перемены в настроении. Злость, обиду, раздражение, вымещает на родителях, родственниках, более слабых объектах (младшие братья и сестры, домашние животные); выпрашивает или тайно крадет деньги, внятно не объясняя причину своего проступка. Особую тревогу стоит проявлять в том случае, если исчезают крупные суммы денег, дорогие вещи, украшения. Деньги могут быть использованы на откуп от вымогателей, покупку алкоголя, наркотиков; приходит домой с мелкими ссадинами, ушибами, его вещи выглядят так, словно кто-то ими вытирал пол. Книги, тетради, школьная сумка находятся в аварийном состоянии; выбирает нестандартную дорогу в школу.

Агрессор вспыльчив, неуравновешен (дерется, обзывается, ябедничает, кусается); типичным агрессором, как правило, является ребенок, более физически развитый, чем его сверстники, имеющий проблемы с успеваемостью, воспитывающийся в неблагополучной семье; ребенок с завышенной самооценкой, постоянно вступает в споры, конфликты со сверстниками и взрослыми; в раннем возрасте начинает проявлять асоциальное поведение (курить, прогуливать уроки, пробовать алкоголь, наркотики, вымогать деньги у одноклассников и младших школьников); приносит домой дорогие безделушки, имеет собственные деньги, не объясняя причину их появления; группируется со старшими подростками; имеет садистские наклонности; в мгновение ока переходит от довольства к злобе; в игре навязывает друзьям свои правила; злопамятен на мелкие обиды, вместо того, чтобы забывать их; игнорирует указания и легко раздражается; введет себя так, будто ищет повод к ссоре; не уважает родителей или не считается с ними, особенно с мамами.

Роль учителя при раскрытии сексуального насилия над ребенком Помочь ребенку, оказать ему поддержку. Сообщить в соответствующие органы и учреждения, поскольку это уголовное преступление. Предупредить повторение насилия, для чего создать в школе теплую творческую атмосферу, характеризующуюся предсказуемостью, надежностью, доверительностью отношений.

Поддержка и помощь ребенка со стороны педагога При этом необходимо учитывать следующее: Насколько можно доверять ребенку, ведь он может фантазировать или находиться под влиянием других взрослых. В любом случае ребенок нуждается в вашей помощи, т.к. должны быть причины для возникновения подробных фантазий или для того, чтобы ребенок решился на обман. Соблюдение конфиденциальности. Контроль ситуации. Дети, подвергшиеся сексуальному насилию (особенно в семье), часто воспринимают себя беспомощными, неспособными контролировать ситуацию. Принятие ребенка.

Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним сексуальном насилии страх, так как ребенок верит всему, что обещает сделать насильник (прогонит их с мамой из дома, убьет любимую собаку и т.д.); низкая самооценка (если со мной это происходит, а с другими детьми - нет, значит, я это заслужил); чувство вины (я недостаточно сопротивлялся); отчаяние (никто мне не поверит и не сможет помочь, будет только хуже); стыд (если я расскажу, все отвернутся от меня); отрицание (на самом деле мне не причинили большого вреда); любовь (я люблю этого человека и приношу себя в жертву).

Как вести себя, если ребенок рассказывает вам о насилии Отнеситесь к тому, что рассказал вам ребенок, серьезно. Реагируйте спокойно на его признание и не показывайте, что вас это шокирует или вам это неприятно. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить вас от болезненных переживаний. Успокойте и поддержите ребенка: «Ты правильно сделал, что мне рассказал», «Ты в этом не виноват», «Не ты один попадаешь в такую ситуацию, это случается и с другими детьми». Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, так как для него это может быть единственным способом описать случившееся. Повторите ребенку еще раз, что вы верите тому, что он рассказал. Объясните ему, что вы собираетесь делать дальше. Обещайте ребенку свою поддержку. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги. После окончания разговора сделайте подробную запись.

Что не стоит делать? Не давайте ребенку опрометчивых обещаний типа: «Это останется между нами», «Мама не будет сердиться» и «Все будет хорошо». Насильник уже заставил ребенка держать их отношения в секрете, а собственный жизненный опыт говорит ему, что мама будет сердиться и ругать его (что чаще всего и происходит). Не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия такого травматического события, как сексуальное насилие, таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к психологу, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.

Алгоритм действий работников образовательных учреждений при раскрытии сексуального насилия в отношении учащегося школы Сообщите директору о том, что ребенок рассказал вам о насилии. Если директора нет на месте, сообщите о случившемся другим членам администрации или сотрудникам школы. Ребенка оставьте на попечение социального педагога, психолога или классного руководителя, только не оставляйте его одного. Если сексуальное насилие происходило в семье, обратитесь в службу по делам детей Красноперекопского городского совета, ЦСССДМ. Если ребенок подвергся насилию вне дома, обратитесь в отдел внутренних дел (в милицию) к ответственному дежурному. Сообщите представителям СДД и/или милиции всю информацию, касающуюся ребенка и его семьи, которая может помочь при планировании дальнейших действий. Планируйте дальнейшие действия вместе с сотрудниками СДД и милиции. Выясните, собираются ли они приехать в школу или домой к ребенку, когда, или они ограничатся только консультированием? В целях обеспечения безопасности ребенка, обсудите, когда и какую информацию давать родителям ребенка, если сексуальное насилие имело место в семье? Не забывайте о ребенке, оставайтесь вместе с ним, пока не приедет сотрудник милиции или родители, оказывайте ему поддержку. При беседе сотрудника милиции с ребенком должен присутствовать психолог или лицо, которому ребенок раскрылся. Не забывайте о том, что в любом случае ребенок, подвергшийся сексуальному насилию, нуждается в специализированной медицинской и психологической помощи.

После раскрытия Оказание помощи ребенку, пострадавшему от сексуального насилия, - это новый опыт и всегда тяжело переживается. Вам тоже нужна поддержка. Поэтому поговорите с коллегой или с кем-нибудь, кому вы доверяете, о своих чувствах. Узнайте, сможете ли вы получить информацию о состоянии расследования или других шагах, предпринятых для защиты ребенка. Поддерживайте связь с ребенком, которому необходима постоянная поддержка. Например, вы можете сказать ребенку, что если он хочет поговорить о том, что с ним происходит, то вы готовы это сделать. Вы также можете посоветовать его родителям, куда можно обратиться за психологической помощью. Уважайте право ребенка на конфиденциальность. Не обсуждайте происшедшее с ребенком с другими школьными работниками и учениками.

Памятка для родителей 1.Старайтесь вызвать на доверительный разговор о случившемся и времени происшествия. 2.Постарайтесь своим поведением вселить веру в свои силы, будущее. 3.Уверьте в конфиденциальности разговора, и в том, что ребенок потом сам решит, что, когда и кому он расскажет о случившемся. 4.Скажите ребенку о необходимости выражать свои чувства и что это естественно. Каждый имеет право на любые чувства, которые у него возникают. 5.Помогите определить основную трудность, проблему. 6.Уменьшите чувство вины, убедите, что ребенок не виноват в случившемся. 7.Способствуйте повышению самооценки. 8.Найдите в ситуации как можно больше положительных моментов (осталась жива). 9.Помогите ребенку осознать наличие у него резервных возможностей, вместе с ним найдите выход их создавшегося положения. 10.Убедите ребенка, что он обязательно преодолеет свои переживания, а состояние, в котором он находится, пройдет, но для этого нужно время. 11.Подскажите ребенку Как и Что он должен делать, Как реагировать, пока не сможет мобилизовать свои собственные силы. 12.Приветствуйте позитивное общение со сверстниками и значимыми взрослыми, поощряйте посещение секций, кружков и не позволяйте полностью изолироваться от своего постоянного окружения, близких людей. 13.Предложите ребенку различные материалы для творчества, что позволит выразить чувства, снять напряжение.