Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт международного образования Кафедра русского языка Актуальные проблемы современной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
[Тема] (40 pt) Кафедра (24 pt) Преподаватель [Подзаголовок] (24 pt)
Advertisements

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Тема 8.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт международного образования Кафедра русского языка Актуальные проблемы современной.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Тема 6.
Язык делового общения Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Кафедра русского языка Андреева Ирина Владимировна Деепричастия.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт международного образования Кафедра русского языка Актуальные проблемы современной.
Основы шрифтовой графики Тема 9. Основные виды печати. Специальные виды печати. Плакат Лекция 16. Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды.
Тема 7 «Налогообложение объектов недвижимости» Дисциплина «Экономика недвижимости» Специальности: Экономика и управление на предприятии, Институт.
ВГУЭС ИМОБ Кафедра русского языка Обмен информацией Для иностранных студентов Автор И.Д. Михайлова.
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Тема 19. Драматургия.
Тема 9 «Организация процесса оценки. Составление отчета об оценке объекта недвижимости» «Оценка недвижимости» Специальности: Экономика и управление.
Основы шрифтовой графики Лекция 5. Тема 2. История мировой письменности. Виды письма. Главные этапы исторического развития шрифта. Финикийское письмо.
Тема 1 «Введение. История и перспективы развития оценки недвижимости в России. Правовые аспекты оценки недвижимости» «Оценка недвижимости» Специальности:
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА Тема 4.
«Интерьер квартиры с элементом наполнения» Лабораторная работа 1 Клаузура на тему «Интерьер квартиры» «Проектирование в дизайне среды» Специальность
Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт иностранных языков Кафедра русского языка Гончарук Екатерина Юрьевна Лексикология.
Тема 9 «Оценка стоимости контрольных и неконтрольных пакетов акций» «Оценка бизнеса» Специальности: Экономика и управление на предприятии,
Шрифт Лекция 7. Тема 3. История развития шрифтов для латинского алфавита. Римское письмо. Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды и дизайна,
Основы шрифтовой графики Лекция 4. Тема 2. История мировой письменности. Виды письма. Главные этапы исторического развития шрифта. Специальность
Авторские системы мультимедиа Кафедра ИСКТ В.П.Васильков Дисциплина «МУЛЬТИМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ» Для специальностей "Информационные системы и технологии"
Транксрипт:

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт международного образования Кафедра русского языка Актуальные проблемы современной лингвистики Тема 15. Основы онтолингвистики Коновалова Юлия Олеговна

Цель: получить общее представление о направлении лингвистики – онтолингвистике

Задачи: 1.Объяснить понятие «онтолингвистика» 2. Узнать основные вопросы лингвистики детской речи – онтолингвистики.

Содержание: Цель, задачи Ключевые слова темы Вопросы для повторения изученного материала Онтолингвистика: основные вопросы Этапы речевого развития ребёнка Вопросы для самопроверки Литература

Ключевые слова темы: Онтолингвистика Детская речь Возрастная психолингвистика Этимология Словотворчество

Вопросы для повторения изученного материала 1.Человек, который использует шутки в речи и любит смеяться, придерживается … а) рационально-эвристической стратегии речевого поведения б) куртуазной стратегии речевого поведения в) инвективной стратегии поведения

Вопросы для повторения изученного материала 2. Человек, который всегда очень вежлив, использует … а) рационально-эвристическую стратегию речевого поведения б) куртуазную стратегию речевого поведения в) инвективную стратегию поведения

Вопросы для повторения изученного материала 3. А. Дорогой! Тебе понравился обед? Б. Дорогая, ты же знаешь, что я тебя всё равно люблю! – говорящий Б использует … а) рационально-эвристическую стратегию речевого поведения б) куртуазную стратегию речевого поведения в) инвективную стратегию поведения

Вопросы для повторения изученного материала 4. А. Так и есть, застрял! Б. Это всё потому, что у кого-то слишком узкие двери. А. Нет, это всё потому, что кто-то слишком много ест! - говорящий А использует тактику а) угрозы б) колкости в) возмущения

Вопросы для повторения изученного материала 5. А. Шарик! Ты балбес! - говорящий использует тактику а) демонстрации обиды б) оскорбления в) насмешки

Онтолингвистика Онто- (греческое слово) – возникновение, развитие. Онтолингвистика изучает возникновение и развитие речи у человека – у детей.

Онтолингвистика Онтолингвистика = возрастная психолингвистика Объект онтолингвистики – детская речь

Кто изучает речь ребёнка? Ж. Пиаже Л.С. Выготский Р.М. Фрумкина С.Н. Цейтлин

Основные вопросы онтолингвистики Больше вопросов, чем ответов. Больше известно о речи «проблемных», чем здоровых детей.

Основные вопросы онтолингвистики 1.Язык – врождённая или приобретённая способность? 2.Как происходит овладение языком? 3.Какие этапы выделяются в речевом развитии ребёнка? 4.Когда начинают проявляться первые признаки языковой личности? 5.Когда и как нужно начинать общаться с ребёнком?

Некоторые положения онтолигвистики Человек рождается с предпосылками к овладению речью. Сразу после рождения … …Ребёнок слышит …Ребёнок может кричать …Лицо и тело ребёнка может выражать эмоции Немного позже появляются жесты – «дотягивание», «указание».

Первая коммуникация Крик Поворот головы Движения руками, ногами Направление взгляда = выражение эмоций, желания, нежелания

Первая коммуникация. Крик. Первый крик ни к кому не обращён. Вскоре (через несколько дней после рождения) крик приобретает адресата – т.е. крик становится знаком = элементом коммуникации

Первая коммуникация. Улыбка. Первая улыбка тоже не имеет адресата, это физиологическое проявление удовольствия. Через 3 недели после рождения улыбка – знак радости, обращённый взрослому. Через 3 месяца улыбка – инструмент: ребёнок улыбается, чтобы вызвать ответную реакцию взрослых.

Первая коммуникация Крик и улыбка – протоязык. Протоязык – первичная дословесная система коммуникации.

Первая коммуникация Протоязык имеет паралингвистическую природу. Протоязык состоит из … Жестов Мимики Манипуляций с предметами Неречевых звуков

Первая коммуникация Невербальные знаки протоязыка – основа коммуникации в первые два года жизни ребёнка. Одновременно с функционированием языка происходит голосовое развитие ребёнка.

Стадии голосового развития ребёнка 1.Стадия крика 2.Стадия гуления и гукания 3.Стадия лепета

Стадии голосового развития ребёнка 1.Стадия крика (0-2 месяца). Крик индивидуален (не бывает одинакового крика)

Стадии голосового развития ребёнка 2.Стадия гуления и гукания (2-3 месяца – 4-5 месяцев). Звуки, не похожие на гласные или согласные. Гуление – похоже на воркование голубя. Гуканье – звуковые комплексы агу, убу, эгн, экх, эбм и др.

Стадии голосового развития ребёнка 3.Стадия лепета (4-5 месяцев – месяцев). Сначала – произношение удвоенных и утроенных звуков да-да, да-да-да, ма- ма, ма-ма-ма, ба-ба и др. Чуть позже имитация слов – дядя, мама, баба, папа, няня, тётя.

Развитие речи ребёнка Одновременно идёт развитие интонации: Интонация радости (с 3 месяцев) Интонация просьбы (с 7 месяцев) Интонация вопроса (с месяцев)

Развитие речи ребёнка В конце 2 года жизни начинается словесный период развития ребёнка.

Детское словотворчество Феномен речевого развития ребёнка – дети придумывают новые слова. Словообразовательная активность ребёнка – от 3 до 7 лет.

Детское словотворчество Только психически здоровые дети Использование законов словообразования Ложная этимология

Детское словотворчество -Дядя подметает, он подметальщик. -Курятник – это дядя, который курит. -Я бабочек ловитель и убиватель. – Ну, ты садист! – Нет, я не садист, я ходист, сейчас домой пойду, сяду на горшок и буду садист. -Сапоги не резиновые, а грязиновые. -Город – там, где есть горы. -Лодырь – тот, кто делает лодки.

Литература к теме: 1.Горелов, И. Н. Основы психолингвистики: учебное пособие для вузов. / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Лабиринт, С. 194 – Фрумкина, Р.М. Психолингвистика: учебное пособие для студ. вузов. / Р. М. Фрумкина. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, – С , 207 – 217.

Спасибо за внимание!

Использование материалов презентации Использование данной презентации может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.