Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Институт международного образования Кафедра русского языка Актуальные проблемы современной лингвистики Тема 15. Основы онтолингвистики Коновалова Юлия Олеговна
Цель: получить общее представление о направлении лингвистики – онтолингвистике
Задачи: 1.Объяснить понятие «онтолингвистика» 2. Узнать основные вопросы лингвистики детской речи – онтолингвистики.
Содержание: Цель, задачи Ключевые слова темы Вопросы для повторения изученного материала Онтолингвистика: основные вопросы Этапы речевого развития ребёнка Вопросы для самопроверки Литература
Ключевые слова темы: Онтолингвистика Детская речь Возрастная психолингвистика Этимология Словотворчество
Вопросы для повторения изученного материала 1.Человек, который использует шутки в речи и любит смеяться, придерживается … а) рационально-эвристической стратегии речевого поведения б) куртуазной стратегии речевого поведения в) инвективной стратегии поведения
Вопросы для повторения изученного материала 2. Человек, который всегда очень вежлив, использует … а) рационально-эвристическую стратегию речевого поведения б) куртуазную стратегию речевого поведения в) инвективную стратегию поведения
Вопросы для повторения изученного материала 3. А. Дорогой! Тебе понравился обед? Б. Дорогая, ты же знаешь, что я тебя всё равно люблю! – говорящий Б использует … а) рационально-эвристическую стратегию речевого поведения б) куртуазную стратегию речевого поведения в) инвективную стратегию поведения
Вопросы для повторения изученного материала 4. А. Так и есть, застрял! Б. Это всё потому, что у кого-то слишком узкие двери. А. Нет, это всё потому, что кто-то слишком много ест! - говорящий А использует тактику а) угрозы б) колкости в) возмущения
Вопросы для повторения изученного материала 5. А. Шарик! Ты балбес! - говорящий использует тактику а) демонстрации обиды б) оскорбления в) насмешки
Онтолингвистика Онто- (греческое слово) – возникновение, развитие. Онтолингвистика изучает возникновение и развитие речи у человека – у детей.
Онтолингвистика Онтолингвистика = возрастная психолингвистика Объект онтолингвистики – детская речь
Кто изучает речь ребёнка? Ж. Пиаже Л.С. Выготский Р.М. Фрумкина С.Н. Цейтлин
Основные вопросы онтолингвистики Больше вопросов, чем ответов. Больше известно о речи «проблемных», чем здоровых детей.
Основные вопросы онтолингвистики 1.Язык – врождённая или приобретённая способность? 2.Как происходит овладение языком? 3.Какие этапы выделяются в речевом развитии ребёнка? 4.Когда начинают проявляться первые признаки языковой личности? 5.Когда и как нужно начинать общаться с ребёнком?
Некоторые положения онтолигвистики Человек рождается с предпосылками к овладению речью. Сразу после рождения … …Ребёнок слышит …Ребёнок может кричать …Лицо и тело ребёнка может выражать эмоции Немного позже появляются жесты – «дотягивание», «указание».
Первая коммуникация Крик Поворот головы Движения руками, ногами Направление взгляда = выражение эмоций, желания, нежелания
Первая коммуникация. Крик. Первый крик ни к кому не обращён. Вскоре (через несколько дней после рождения) крик приобретает адресата – т.е. крик становится знаком = элементом коммуникации
Первая коммуникация. Улыбка. Первая улыбка тоже не имеет адресата, это физиологическое проявление удовольствия. Через 3 недели после рождения улыбка – знак радости, обращённый взрослому. Через 3 месяца улыбка – инструмент: ребёнок улыбается, чтобы вызвать ответную реакцию взрослых.
Первая коммуникация Крик и улыбка – протоязык. Протоязык – первичная дословесная система коммуникации.
Первая коммуникация Протоязык имеет паралингвистическую природу. Протоязык состоит из … Жестов Мимики Манипуляций с предметами Неречевых звуков
Первая коммуникация Невербальные знаки протоязыка – основа коммуникации в первые два года жизни ребёнка. Одновременно с функционированием языка происходит голосовое развитие ребёнка.
Стадии голосового развития ребёнка 1.Стадия крика 2.Стадия гуления и гукания 3.Стадия лепета
Стадии голосового развития ребёнка 1.Стадия крика (0-2 месяца). Крик индивидуален (не бывает одинакового крика)
Стадии голосового развития ребёнка 2.Стадия гуления и гукания (2-3 месяца – 4-5 месяцев). Звуки, не похожие на гласные или согласные. Гуление – похоже на воркование голубя. Гуканье – звуковые комплексы агу, убу, эгн, экх, эбм и др.
Стадии голосового развития ребёнка 3.Стадия лепета (4-5 месяцев – месяцев). Сначала – произношение удвоенных и утроенных звуков да-да, да-да-да, ма- ма, ма-ма-ма, ба-ба и др. Чуть позже имитация слов – дядя, мама, баба, папа, няня, тётя.
Развитие речи ребёнка Одновременно идёт развитие интонации: Интонация радости (с 3 месяцев) Интонация просьбы (с 7 месяцев) Интонация вопроса (с месяцев)
Развитие речи ребёнка В конце 2 года жизни начинается словесный период развития ребёнка.
Детское словотворчество Феномен речевого развития ребёнка – дети придумывают новые слова. Словообразовательная активность ребёнка – от 3 до 7 лет.
Детское словотворчество Только психически здоровые дети Использование законов словообразования Ложная этимология
Детское словотворчество -Дядя подметает, он подметальщик. -Курятник – это дядя, который курит. -Я бабочек ловитель и убиватель. – Ну, ты садист! – Нет, я не садист, я ходист, сейчас домой пойду, сяду на горшок и буду садист. -Сапоги не резиновые, а грязиновые. -Город – там, где есть горы. -Лодырь – тот, кто делает лодки.
Литература к теме: 1.Горелов, И. Н. Основы психолингвистики: учебное пособие для вузов. / И. Н. Горелов, К. Ф. Седов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Лабиринт, С. 194 – Фрумкина, Р.М. Психолингвистика: учебное пособие для студ. вузов. / Р. М. Фрумкина. - 2-е изд., испр. - М. : Академия, – С , 207 – 217.
Спасибо за внимание!
Использование материалов презентации Использование данной презентации может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.