Характеристика методов коррекции и уточнений представления детей дошкольного возраста о социальной действительности Автор: воспитатель дошкольного подразделения 1468 ГОУ ЦО 491 «Марьино» Дмитриева Е.А. Москва 2012 год
«Дети создают собственную картину мира» Д. Б. Эльконин,
Конкретные события Факты Взаимоотношения Социальная действительность
В процессе наблюдений, представлений о социальном мире, 1 формируются оценки и представления о людях, 2 их взаимоотношениях и деятельности, о себе, 3 различных явлениях и событиях. 4
Ограниченный жизненный опыт Особенности психического развития Не точные представления об окружающем Неадекватные оценки об окружающем Коррекция и уточнения представлений детей о социальной действительности
1 блок: уточнение представлений об объективных явлениях социального мира, личностно не затрагивающих ребенка Блоки 2 блок: уточнение и коррекция неадекватных оценок и представлений о явлениях, событиях, фактах, непосредственно касающихся жизни ребенка и его личностного развития Направления в работе
Уточнение представлений об объективных явлениях социального мира, личностно не затрагивающих ребенка выяснение, что и как понял ребёнок, доступность материала. Деятельность воспитателя: постоянное внимание к усвоению знаний детьми о социальном мире, контроль над развитием детей, 1 раз в квартал подгрупповые или индивидуальные занятия. Цель – уточнение представлений детей и динамика их развития. Содержание работы Методы и приёмы: наблюдение экспериментирование опыты повторение В отдельных случаях: метод переключения на другую деятельность метод обобщённого ответа на вопрос Методы и приёмы: наблюдение, экспериментирование, опыты, повторение. В отдельных случаях: метод переключения на другую деятельность, метод обобщённого ответа на вопрос. повторное выполнение задания, разрешение ситуации выбора.
Формы работы
Корректирующая работа по этому блоку предполагает постоянное внимание воспитателя к усвоению детьми знаний о социальном мире. Она осуществляется на каждом занятии и в повседневной жизни. Вывод
коррекция, уточнение представлений детьми при стихийном получении информации Деятельность воспитателя: работа сложная, связана с источником негативной информации, индивидуальная работа с родителями (приём опосредованного воздействия – эффективный в «перевоспитании» родителей). Содержание работы Методы и приёмы: наблюдение экспериментирование опыты повторение В отдельных случаях: метод переключения на другую деятельность метод обобщённого ответа на вопрос Методы и приёмы: сравнительный анализ, оценка, разъяснение, воображаемая ситуация, совместный поиск выхода из ситуации, проигрывание положительной ситуации, обсуждение способа действия. Уточнение и коррекция неадекватных оценок и представлений о явлениях, событиях, фактах, непосредственно касающихся жизни ребенка и его личностного развития
Искусство педагога С возрастными особенностя- ми детей С местом исполь- звания В логичном соотнесении их с формой В умелом сочетании методов
Источник Козлова С.А. «Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью»: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», с.