Стратегические задачи водоснабжения и канализации Обеспечение здоровья и благосостояния населения- главнейшая задача исполнительной власти. Качественная вода по доступной цене- существенный фактор, который влияет на здоровье и благосостояние населения. Качественная очистка сточных вод- существенный фактор, влияющий на экологию и здоровье населения. 1
2 Потребности в инвестициях для проведения срочной модернизации: $8-10 млрд. - сектор водоснабжения и водоотведения $ млрд. -сектор теплоснабжения Средств в государственном бюджете и бюджете местных органов власти для реформы ЖКХ нет Основные фонды предприятий ЖКХ в критическом состоянии. По данным Счетной палаты: 40% водопроводных и канализационных сетей, насосных агрегатов в аварийном состоянии полного износа и требуют полной замены 40 % - средний уровень потерь воды в сетях Более 22 млрд.грн. кредиторская задолженность В 261 населенном пункте вода не отвечает нормативным требованиям В 102 населенных пунктах вода подается по графику Состояние отрасли
3 Почему не работают существующие модели «Концессионная» и «арендная» модели не работают в силу : - законодательных ограничений доходности; - несовершенства законодательства, дающего широкие возможности для коррупции; - отсутствия заемного капитала в национальной валюте; 1 2 Существующая модель корпоратизации подразумевает акционирование без передачи в уставной капитал АО имущества общины, не подлежащего приватизации, а только права пользования им, что является не достаточным условием для притока частного капитала
Какой капитал нужен в коммунальном хозяйстве? Компенсировать рост стоимости коммунальной услуги в результате использования дополнительного капитала можно путем снижения её себестоимости. Только акционерный капитал заинтересованный в распределенном доходе (дивиденде) дает возможность проявить реальный размер экономии затрат при повышении эффективности функционирования системы и сформировать достаточный размер дохода для распределения его части в пользу конечного потребителя. Не является достаточным только лишь провести акционирование коммунального имущества. Важно соединить его с эффективным собственником, которым община не является. Роль регулятора при этом, состоит в том, что бы справедливо распределить часть извлеченного оператором дохода в пользу конечного потребителя, – основной принцип RAB регулирования. 4
5 Три условия привлечения инвестиций Установить долгосрочный тариф, стимулирующий снижение затрат и возврат инвестиций Объект инвестиций: гарантировать инвестору возврат вложенных инвестиций и доходность Обеспечить операционный масштаб: обслуживание не менее 300 тыс. потребителей Тариф экономически не обоснован и не стимулирует снижение издержек Инвестиций нет Множество небольших предприятий в регионах Что надо Как сейчас
Преимущества региональной компании Объединение водоканалов области в региональную компанию даст возможность: Проводить единую техническую и экономическую политику. Оптимизировать систему управления. Привлечь дополнительные средства для финансирования ремонта и модернизации. Повысить качество услуг. Снизить затраты, установить единый тариф, исключить политику в работе предприятий. 6
7 Направления законодательных изменений Путем принятия Закона Об особенностях создания региональных акционерных обществ (АО) в сфере водо-, теплоснабжения и водоотведения Урегулировать вопрос о внесении в уставной капитал АО имущества, которое сегодня не подлежит приватизации. Во всех остальных (кроме акционирования по этому закону) случаях имущество приватизации не подлежит Сформулировать принципы выверенного паритетного партнерства общин и инвестора в рамках АО, основанного на договоре участников АО, как акционеров заинтересованных в общем результате Определить порядок управления корпоративными правами Обеспечить жесткий контроль эффективного использования коммунальной собственности Определить обязательства по обеспечению установленного уровня доходности АО Установить минимально-допустимый уровень доли общины в АО с целью предотвращения продажи всей доли 4 5 3
Направления законодательных изменений (продолжение) Принять Постановление Кабинета Министров Украины «О внедрении новой политики тарифообразования по принципу RAB-регулирования» 8 Обеспечить соответствующую регуляторную политику и гарантию сохранения дохода от эффективности хозяйственной деятельности в пользу частного инвестора (RAB-регулирование) 7
9 План привлечения инвестиций Объединить предприятия: один регион – одно предприятие Установить тариф на основе RAB регулирования Привлечь инвестиции через допэмиссию акций региональных предприятий
10 Тариф на основе RAB-регулирования Внедрить современную систему регулирования тарифов (RAB) Использовать зарубежный опыт при установлении долгосрочных экономически обоснованных тарифов Один регион – одно предприятие Установить тариф на основе RAB регулирования Привлечь инвестиции через допэмиссию акций региональных предприятий
11 Привлечение инвестиций через допэмиссию Продажа основного пакета акций муниципалитетами нецелесообразна, полученные средства пойдут не на инвестиции, а в бюджет Объем допэмиссии определяется инвестиционными программами региональных АО Полученные средства от продажи допэмиссии направляются в виде целевых инвестиций на модернизацию Один регион – одно предприятие Установить тариф на основе RAB- регулирования Привлечь инвестиции через допэмиссию акций региональных предприятий
12 Результаты Один тариф на услуги регионального АО в сфере водо- теплоснабжения и водоотведения Значительно улучшается качество оказываемых услуг В течение 3-5 лет с момента создания регионального АО будут достигнуты следующие результаты: Баланс интересов потребителей, государства, общин, бизнеса Формирование современной структуры отрасли и рыночной системы взаимоотношений 4
13 RAB-регулирование (справочно) RAB-регулирование* – это система тарифообразования на основе долгосрочного регулирования тарифов, направленная на привлечение инвестиций для строительства и модернизации сетевой инфраструктуры и повышение эффективности работы сетевых организаций. Для реализации региональных инвестиционных программ сетевые компании будут привлекать как собственные, так и заемные средства. Регулятор, в свою очередь, будет формировать тариф компаний таким образом, чтобы они имели возможность постепенно возвращать инвестированные средства и проценты на привлеченный капитал. При этом заемные средства возвращаются через тарифы не в один год (как сегодня), а в течение 20 и более лет, аналогично механизму ипотечного кредитования. Тарифы устанавливаются на период 3-5 лет, что обеспечивает стабильность и предсказуемость «правил игры» для инвесторов, снижает их риски, а значит и стоимость капитала для распределительных сетевых компаний. Также тарифы ежегодно корректируются на макроэкономические факторы, например, инфляцию, если она вышла за прогнозируемые показатели. Новая система тарифного регулирования необходима, в первую очередь, для привлечения масштабных инвестиций в распределительные сети при одновременном недопущении резкого роста тарифа на услуги сетевых компаний. RAB-регулирование позволит компаниям уже сегодня привлечь капитал в необходимом объеме, а потребителю – оплачивать его не одномоментно (в течение текущего года), как в настоящее время, а в течение длительного периода. Эти условия чрезвычайно выгодны потребителю, т.к. сам он не имеет возможности привлечь капитал на таких условиях по стоимости и долгосрочности, на каких может это сделать регулируемая государством монополия * RAB (Regulatory Asset Base) или регулируемая база задействованного капитала – величина, устанавливаемая в целях регулирования тарифов, отражающая рыночную стоимость активов компании с учетом их физического износа.