Гласные в приставках пре - и при -.
Цель урока: познакомить с правописанием гласных в приставках пре - и при -; определять лексические значения приставок пре - и при -; формирование умения различать на письме приставки пре - и при -; формирование умения заменять словосочетания словами с приставками пре - и при -; закрепление умения анализировать текст
При- обозначает 1.присоединение: прибить, пришить, прикрепить; 2.приближение: прискакать, примчаться, прилететь; 3.близость: пришкольный, приречной, приморский; 4.неполное действие: приоткрыть, привстать, прилечь
Пре- в значении 1. «очень»: предобрый ( очень добрый), презвонкий(очень звонкий); 2. близка к пере - : прервать (перервать), преломить (переломить).
Гласные в приставках пре - и при - При- обозначает 1.присоединение: прибить, пришить, прикрепить; 2.приближение : прискакать, примчаться, прилететь; 3.близость: пришкольный, приречной, приморский; 4.неполное действие: приоткрыть, привстать, прилечь Пре- в значении 1. «очень»: предобрый ( очень добрый), презвонкий (очень звонкий); 2. близка к пере - : прервать (перервать), преломить ( переломить ).
присоединить с помощью клея; слегка обгорелый пирог; очень старый; гостиница у вокзала; куст при дороги; город на Волге; присоединить с помощью верёвки; умолкнуть на короткое время; лес у Оки Работа устно Замените словосочетания одним словом:
Объяснительный диктант 1.Погода была ужасная. Принцесса была прекрасная. (Р.Сеф.) 2.Петин папа был преважный, Дом имел пятиэтажный. (В.Маяковский) 3.Предлинной хворостиной Мужик гусей гнал в город продавать. (И.Крылов) Какими средствами художественной выразительности являются слова « пре красная»,« преважный»,«пре длинной»?
Тест. Гласные в приставках пре- и при- 1.Какое значение приставки при- не соответствует её написанию? а) присоединение б) неполное действие в) близость по значению к слову «очень» 2. Найдите слово, в котором приставка обозначает «присоединение». а) приехать б) привинтить в) присесть 3. Укажите слово с приставкой при-. а) пр..увеличивать б) пр..рвать в) пр..брежный 4. Укажите слово с приставкой пре-. а) пр..остановить б) пр..образовать в) пр..поднять В начало
Тест. Гласные в приставках пре- и при- 1.Какое значение приставки при- не соответствует её написанию? а) присоединение б) неполное действие в) близость по значению к слову «очень» 2. Найдите слово, в котором приставка обозначает «присоединение». а) приехать б) привинтить в) присесть 3. Укажите слово с приставкой при-. а) преувеличивать б) прервать в) прибрежный 4. Укажите слово с приставкой пре-. а) приостановить б) преобразовать в) приподнять
Анализ текста __________________________________ 1. Солнце стало. 2. В полях тает, а в лесу ещё снег лежит плотными подушками. 3. Деревья стоят в снежном плену. 4.Тонкие стволики …………………………… к земле, примёрзли и ждут часа освобождения. 5. Вот пришёл этот час. 6. Снег подтаивает, и в полной тишине вдруг сама собой закачается еловая ветка. 7. А под ёлкой спит заяц. 8. В страхе просыпается он и ……………………………….. 9. Везде прыгают ветки, вырываются из снежного плена.10. Весна. ( По М. Пришвину ) 1. Вставьте на месте точек подходящие по смыслу глаголы с приставкой при- 2. Озаглавьте текст. 3. Стиль текста _______________________________ 4. Тип речи____________________________________ 5. Среди предложений 3 – 6 найдите эпитеты и укажите их в тексте. 6. Среди предложений 4 – 9 найдите сложносочинённое предложение. Напишите его номер.
Какое отношение эта картинка имеет к теме нашего урока?
Домашнее задание: § 32 (выучить правило), упражнение 154 По желанию: рисунок по теме «Гласные в приставках при и пре»