1 Роль гармонизации систем технического нормирования Российской Федерации и зарубежных стран для реализации инфраструктурных проектов Гончарова Ксения Игоревна Начальник отдела Департамента технического регулирования и нормативной базы Ассоциации строителей России Межрегиональная конференция «Техническое регулирование и саморегулирование в строительном комплексе: практические аспекты и проблемы», г. Екатеринбург, 12 октября 2010 г.
2 60 % - уровень износа основных фондов ЖКХ, по отдельным показателям в регионах – % 1/3 больниц и поликлиник требуют капитального ремонта 39,6 % дорог находятся в нормальном состоянии и соответствуют транспортно-эксплуатационным нормам 1-2 % - ежегодный прирост ЛЭП, находящихся в неудовлетворительном и непригодном состоянии 60% - износ основных фондов предприятий электроэнергетики в 2-3 раза энергоемкость отечественной экономики выше, чем в экономически развитых странах мира НЕОБХОДИМОСТЬ МОДЕРНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ БЮДЖЕТНОГО ДИФЕЦИТА ПУТЕМ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЙ СО СТОРОНЫ ЗАРУБЕЖНЫХ ИНВЕСТОРОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ НА ОСНОВЕ МЕХАНИЗМОВ ГЧП РЕШЕНИЕ ВОПРОСОВ НОРМАТИВНОЙ БАЗЫ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ПУТЕМ ЕЕ ГАРМОНИЗАЦИИ С НОРМАМИ ISO, EN. Гармонизация нормативных баз в строительстве РФ и зарубежных стран как основа модернизации
3 Базовые принципы системы стандартизации ЕС и России Функциональные требования Стандарт ЕС Методы проверки соответствия Стандарт РФ Правила Применения Функциональные требования Спецификация (или ее части)
4 КЖЦ как способ реализации инфраструктурных проектов с участием зарубежных инвесторов СХЕМА КЖЦ (строительство автомобильных и железных дорог, школ, больниц, административных зданий и т.д.) ИСПОЛНИТЕЛЬГОСУДАРСТВО ИЛИ МУНИЦИПАЛИТЕТ за свой счет и с использованием собственных материалов осуществляет проектирование, строительство, эксплуатацию (ремонт, уход и обслуживание) инфраструктурного объекта оплачивает за счет бюджета соответствующего уровня услуги по предоставлению объекта в пользование либо публичные услуги, оказываемые с помощью такого объекта строит быстро (чем раньше закончит строительство объекта, тем быстрее начнет получать деньги); строит качественно (в противном случае несет затраты, причем не только на ремонт, поскольку низкие эксплуатационные качества замораживают платежи со стороны государства и являются предметом наложения штрафа) применение при строительстве новых технологий, снижающих стоимость строительства и/или увеличивающих долговечность объекта только в случае, если будет снято давление со стороны обязательных документов в области стандартизации
5 Направления деятельности АСР в области технического регулирования Рабочая группа по строительству КСП Россия-ЕС (сформирована в 2004 г.) сентября 2005 г., Париж, «БЕЛАЯ КНИГА», представленная к вниманию членов КСП Россия-ЕС 3 октября 2005 г. в Лондоне 13 ноября 2008, г. Канны, заседание рабочей группы, концептуальные положения итогового решения которого: признание высокой необходимости гармонизации российского фонда НТД РФ в области строительства с нормами ЕС; ориентация при составлении нормативной базы в области строительства на европейские Новый и Глобальный подход, а также на директиву ЕС 89/106/ЕЕС 2 марта 2010 г., Москва Заседание рабочей группы по вопросам технического регулирования и реализации проектов 31 мая 2010 г., Новочеркасск, Российско-европейский экспертный проектный форум по вопросам нормативной базы, ГЧП, энергосбережения и развития транспортной инфраструктуры. Итоговый документ форума передан на согласование и принятие необходимых решений в правительства РФ и ЕС Комиссия РСПП по строительному комплексу и ЖКХ 15 июля 2010 г., заседание Комиссии РСПП по строительному комплексу и ЖКХ по вопросам гармонизации технического законодательства в сфере формирования Таможенного союза и внесении изменений в ФЗ «О техническом регулировании», вопросам ГЧП и поправок в Градостроительный кодекс РФ, по результатам которого был подготовлен проект письма в адрес Председателя Правительства РФ
6 Техническое регулирование в строительстве здания и сооружения статья 5.1 предусматривает особенность (обязательный перечень СНи Пов и ГОСТов) = Старый подход ЕС Строительные материалы, изделия и конструкции (пересекают границу) - особенности отсутствуют = Новый подход ЕС ФЗ «О техническом регулировании» = Директива 89/106 ЕЕС Единые принципы технического регулирования (Новый подход) в отношении зданий и сооружений способствует обмену опытом между странами (единый язык коммуникаций для строителей), преодолению технических помех для интеграции, а также являются основой для привлечения иностранных инвесторов в российскую строительную отрасль. Единые нормы в области строительства открывают национальные границы как для производителей строительных материалов, так и для проектировщиков, строительных компаний.
7 позволит совершить качественный и прогрессивный рывок в области современных технологий, оборудования, строительных материалов; определит возможность выхода российского бизнеса на внешние рынки в силу повышения его конкурентоспособности; обеспечит понятные правила проектирования и строительства для зарубежных инвесторов, что повысит их долю участия в реализации инфраструктурных объектов на территории РФ. Имплементация международных и европейских норм в нормативное поле РФ :
8 Благодарю за внимание ! Гончарова Ксения Игоревна Начальник отдела Департамента технического регулирования и нормативной базы Ассоциации строителей России